Правительство России утвердило госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики РФ» до 2020 года. Об отношении правительства к будущему энергетики можно косвенно судить по уровню финансирования различных источников энергии из федерального бюджета.
На реализацию всей программы из федерального бюджета выделено 105 млрд рублей на восемь лет. Расходы выглядят так: возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — 1,8 млрд рублей; угольная энергетика — 38 млрд рублей; энергосбережение — 54 млрд рублей.
Финансирование атомной и нефтегазовой отраслей в принятую госпрограмму не включено, но эти отрасли получают федеральные средства из других источников. Так, только в 2010 году нефтегазовая отрасль (добыча и транспортировка) получила в виде налоговых льгот и других преференций примерно 14 млрд долларов (порядка 420 млрд рублей). А в будущем в рамках рассматриваемой программы нефтегазового освоения континентального шельфа до 2030 года правительство собирается выделить из федерального бюджета на нефть и газ до 1 300 млрд рублей.
Атомная генерация получает примерно 100 млрд рублей ежегодно из федерального бюджета как минимум из трех действующих федеральных целевых программ, и эта ситуация сохранится примерно до 2015 года.
Перед нами приоритеты российской энергетики: на первом месте нефтегазовая отрасль, на втором — атомная генерация, на третьем — энергосбережение и угольная отрасль, а возобновляемая энергетика — на последнем.
В развитие возобновляемых источников энергии правительство вкладывает непропорционально мало средств по сравнению с инвестициями в другие виды генерации. Если сравнивать средства, выделяемые из федерального бюджета, то разница между поддержкой ВИЭ и нефтегазовой отрасли превышает 200 раз.
Правда, если посчитать общее финансирование программы (бюджетные и внебюджетные средства), разрыв между ВИЭ и нефтегазовым сектором сокращается до 20 раз. Последнее сравнение также важно.
«Разным отраслям энергетики важно не просто получить субсидии из бюджета, а получить возможность развития — по принципу «нужно давать не рыбу, а удочку». Практически все подпрограммы новой госпрограммы содержат ту самую «удочку» — меры государственного стимулирования в виде экономических преференций. В итоге «удочка» создает преференции для ВИЭ и энергосбережения, но не делает прорыва в этих отраслях: разрыв в финансировании сокращается с 200 до 20 раз, но всё ещё остается внушительным», - комментирует руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров.
В итоге правительством поставлена задача увеличения доли возобновляемой энергетики в общем объёме производстве электроэнергии с нынешних 0,8% до 4,5% к 2020 году (с 8,3 млрд кВт-часов до 20 млрд кВт-часов в год). По расчетам Гринпис, увеличить производство электроэнергии ВИЭ к 2020 году можно было бы до 150 млрд кВт-часов при начале активных действий в 2007 году. Достичь этого показателя можно в первую очередь за счет утилизации органических отходов в сельском и лесном хозяйстве, а также развития ветровой и приливной энергетики. Потенциал ВИЭ в России огромен, о чем, кстати, говорят и авторы принятой программы.
«Фактически правительство предлагает стране углеводородную «передышку» ещё на несколько первых десятилетий, но при этом капитального задела для новой энергетики на основе ВИЭ не создается. Это опасно, так как инвестиционные циклы в энергетике достаточно долгие и, внедрив определенную технологическую систему сегодня, с ней придется жить 40-60 лет, то есть до середины столетия, когда мировая энергетика будет уже совсем другой, исходя из нынешних тенденций», — заключил Владимир Чупров.
Никто пока не комментировал эту страницу.