Получив свежий номер журнала «ЭнергоЭксперт» № 1 за 2021 год, я прежде всего ознакомился с его содержанием, где моё внимание привлек обзор, написанный по результатам исследования численного состава и установленной мощности малых ГЭС России.
В моей памяти сохранилась Сиверская ГЭС, по плотине которой я часто ходил, наблюдая за движением воды и рыбаками, удящими рыбу в Оредеже. При номинальной мощности всего 175 кВт эта станция проработала всего до 1970 года, а затем была остановлена.
Потом я смог увидеть разные ГЭС на небольших реках и гигантские станции, такие как Красноярская ГЭС и даже ГЭС в Бразилии (плотина Итайпу).
Особо отмечу увиденные мною на Соловках «останки» ГЭС, турбины которой работали при напоре воды всего в 5 метров с 1906 по 1940 год (по некоторым данным).
В журнальном обзоре приведена информация о количестве действующих и заброшенных малых ГЭС, даны их некоторые характеристики.
Авторы правильно отметили, что сохранность малых ГЭС в Москве и Московской области объясняется прежде всего тем, что они подчинены «Каналу имени Москвы» и необходимы для его эксплуатации.
Электростанции в Ленинградской области много лет назад оказались «обузой» для энергетических компаний потому, что дешевле и проще стало централизованное электроснабжение потребителей.
Судьба таких электростанций незавидная. Плотина и здание Сиверской ГЭС разрушается, ведь восстанавливать работу генераторов экономически нецелесообразно.
Сегодня станция в поселке Сиверский выглядит не лучшим образом и перестала быть центром притяжения местных жителей и туристов. Смотреть на развалины не очень приятно. Разговоры о восстановлении ГЭС в Сиверской так и остались разговорами.
Чем же можно помочь таким электростанциям?
На мой взгляд большинству из них нужно оформить статус объектов технического и культурного наследства!
Восстановив работу таких ГЭС, удастся обеспечить регулирование стока воды в малых реках, использовать её для производства электроэнергии и на деле обеспечить развитие энергетики 3D (децентрализация, декарбонизация и «диджитализация»,или, что лучше, - цифровизация).
Приведя в порядок окружающее плотину и ГЭС пространство, энергетики покажут как надо экологически правильно использовать природные богатств.
Нельзя не привести пример того, как вокруг плотины Итайпу сохранили окружающую среду и смогли показать это восемнадцати миллионам туристов.
Плотину же Красноярской ГЭС, увидели только самые любознательные гости Красноярска.
Считаю, что необходимо обеспечить максимальный доступ на действующие ГЭС в нашей стране, организовать там музеи и центры привлечения туристов.
И тут важно, чтобы посетители сравнивали старые и новые технические объекты, восхищались теми достижениями, которые были реализованы много лет назад нашими предками.
Примером такого правильного отношения к действующим ГЭС может служить Финляндия, где в зданиях старых станций расположены музеи, на открытых площадках демонстрируют гидравлические турбины, а спуск воды из водохранилища сопровождают музыкальные концерты, а смельчаки могут переправится с берега на берег над стремительным потоком.
Завершая, считаю нужным отметить, что проведенная авторами обзора «инвентаризация» привлечёт внимание к сохранению малых ГЭС, а современные технологии смогут обеспечить работу ГЭС любой мощности в общей энергетической системе России.
taras.apletin
На выставке "Энергетика и Электротехника" было представлено оборудование для малых ГЭС, выпускаемое АО УПКБ. г. Ульяновск.
Несколько слов об их экспозиции размещено здесь -http://www.olgezaharov.narod.ru/2021/april/GES1.htm