ИНСТРУКЦИЯ
по проведению мероприятий по контролю
при осуществлении государственного энергетического надзора
за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и
тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и
тепловых сетей энергоснабжающих организаций и
потребителей тепловой и электрической энергии
1.1. Инструкция по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии составлена на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.98 № 938.
1.2. Настоящая инструкция предназначена для государственных инспекторов по энергетическому надзору, осуществляющих государственный контроль за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, зданий и сооружений электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии (далее «проверяемая организация»), в соответствии с функциями, определенными Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.
1.3. Инструкция устанавливает порядок организации и проведения мероприятий по контролю, оформления и выдачи акта-предписания, права, обязанности и ответственность сторон, контроля исполнения предписаний.
1.4. Государственный энергетический надзор предусматривает проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований нормативных документов, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и другой нормативно-технической документацией (далее — обязательные требования).
Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного энергетического надзора, связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
1.5. Мероприятия по контролю могут быть плановые и внеплановые. Плановые мероприятия проводятся при осуществлении текущего надзора согласно утвержденному годовому плану работ одним или несколькими государственными инспекторами по энергетическому надзору, комиссией (далее «инспектор») с выездом на место, оформлением и выдачей акта-предписания.
1.6. Организации с установленной или присоединенной мощностью электрических установок 750 кВА и выше и (или) тепловых установок 1 Гкал/час и выше подлежат комплексным или тематическим проверкам.
Тематическая проверка предусматривает проведение мероприятий по контролю по одной или нескольким темам.
Комплексная проверка предусматривает проведение мероприятий контроля по всем темам одновременно, в том числе и теме рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Организации, имеющие мощности ниже указанных величин, подлежат общей проверке по единой программе, разработанной управлением государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации (далее управление Госэнергонадзора) и включающей одновременно проверку всех вопросов, входящих в компетенцию Госэнергонадзора.
1.7. Комплексная проверка проводится комиссией под председательством, как правило, начальника управления Госэнергонадзора, его заместителя или начальника инспекции.
Тематическая проверка может проводиться комиссией, несколькими или одним инспектором.
Общая проверка проводится одним или двумя инспекторами.
1.8. Продолжительность проверки определяется на основании нормативов времени, разработанных управлением Госэнергонадзора, в зависимости от электрической и (или) тепловой мощности, количества и типов установленного оборудования, видов основного и резервного топлива, вида обследования (комплексное, тематическое, общее) и других факторов.
2.1. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов Госэнергонадзора.
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
2.2. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
При проведении проверки двумя или более инспекторами один из них назначается старшим. При участии в проверке работников других организаций, старшим является государственный инспектор по энергетическому надзору, если начальником управления Госэнергонадзора не будет принято другое решение.
2.3. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения инспектора, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа Госэнергонадзора или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
2.4. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Периодичность общих проверок организаций с мощностью энергоустановок ниже 750 кВА и (или) 1 Гкал/час и тематических проверок устанавливается начальником управления Госэнергонадзора, исходя из их количества и штатной численности инспекторского состава.
Периодичность плановых комплексных проверок организаций как правило, не должна превышать 1 раз в 5 лет.
2.5. При обращении саморегулируемой организации руководителем органа Госэнергонадзора издается распоряжение, устанавливающее порядок проведения плановых мероприятий по контролю в соответствии с требованиями п. 6 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ.
2.6. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган Госэнергонадзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
2.7. До выезда в проверяемую организацию инспектор должен ознакомиться с материалами, имеющимися в управлении Госэнергонадзора, в том числе:
2.8. По прибытии в проверяемую организацию инспектор должен представиться ее руководителю или его заместителю, предъявить служебное удостоверение и распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю, либо его копию, заверенную печатью, согласовать порядок обсуждения результатов проверки, а также порядок подписания акта-предписания. Одновременно решается вопрос о представителях организации, которые будут присутствовать при обследовании.
Руководитель проверяемой организации обязан представить инспектору информацию и документы, необходимые для осуществления им своих полномочий.
2.9. В зависимости от объема проверки и особенностей проверяемой организации, по согласованию с ее представителем, инспектор намечает план проверки, который определяет последовательность, сроки ее проведения и время посещения структурных подразделений, отделов, служб и цехов о чем представитель этой организации извещает соответствующие подразделения.
2.10. Мероприятия по контролю проводятся инспектором на основании действующей нормативно-технической документации с использованием разработанных органами государственного энергетического надзора программ, методик и рекомендаций.
Программа мероприятий по контролю организации должна быть утверждена начальником управления Госэнергонадзора или его заместителем.
Перед началом проведения проверки инспектор обязан в устной форме ознакомить представителя проверяемой организации с объемом проверки, основными нормативно-техническими документами, выполнение требований которых подлежат проверке, порядком проведения проверки и оформления акта-предписания.
2.11. Результаты проверки оформляются актом-предписанием по типовой форме (Приложение) в срок не более 10 дней после окончания осмотра и сбора информации.
2.12. Участие инспектора в расследовании произошедших аварий, инцидентов, пожаров, стихийных бедствий и несчастных случаев ведется в соответствии с действующими положениями и инструкциями.
3.1.При проведении мероприятий по контролю инспектора органов Госэнергонадзора не вправе:
4.1. По результатам мероприятия по контролю инспектором органа Госэнергонадзора, осуществляющим проверку, составляется акт-предписание установленной формы в двух экземплярах. Допускается при необходимости составлять большее количество экземпляров.
Текст акта-предписания условно должен быть разделен на вступительную, констатирующую, предписывающую и заключительную части.
4.2. Вступительная часть акта-предписания содержит следующие сведения:
4.3. В констатирующей части акта-предписания следует привести краткие технические характеристики установленного оборудования проверяемой организации, виды сжигаемого топлива, основные технико-экономические показатели, характеристики тепловых и электрических сетей. Здесь же следует отразить и наиболее серьезные характерные нарушения, выявленные в ходе проведения мероприятия по контролю.
4.4. В предписывающей части излагаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований нормативно-технической документации. При этом производится обязательная ссылка на конкретный пункт или параграф документа. Предписания должны содержать как организационные (не требующие материальных затрат), так и технические (связанные с материальными затратами) мероприятия по устранению выявленных нарушений с указанием конкретного срока выполнения по каждому мероприятию. Предписание не должно противоречить нормативным документам или их ужесточать.
4.5. Мероприятия предписания записываются в повелительной форме: «Выполнить», «Разработать», «Устранить», «Издать приказ» и т.п.
Указанные в предписании мероприятия должны быть конкретными (следует избегать формулировок «Улучшить», «Усилить», «Принять меры» и т.п.) и поддающимися контролю.
4.6. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных инспектором и устраненных в период проверки, отражается в констатирующей части акта.
4.7. Сроки выполнения мероприятий предписания (с указанием числа, месяца и года) должны быть реальными, исходить из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работающих и оборудования, возможностей проверяемой организации. Не следует указывать в предписании срок «немедленно», так как в случаях, не терпящих отлагательства, инспектор должен потребовать отключения оборудования и устранения недостатков во время его пребывания на предприятии.
Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.
Для мероприятий, не требующих затрат времени, следует указывать срок — «по получению акта-предписания».
4.8. Сроки выполнения мероприятий предписания устанавливаются с учетом мнения руководителя проверяемой организации и должны быть минимальными.
4.9. При невыполнении мероприятий по предыдущему акту-предписанию, следует рассмотреть причины их невыполнения и, если это необходимо, включить их в акт-предписание вновь с записью «предписывается повторно» и указанием нового срока исполнения.
4.10. Мероприятия с неистекшими сроками исполнения по предыдущему акту-предписанию (если их количество не превышает 5) могут быть перенесены во вновь составляемый акт-предписание, после чего предписания по предыдущему акту проверки снимаются с контроля, о чем в составляемом акте следует сделать соответствующую запись.
4.11. В заключительной части акта-предписания формируются выводы по результатам проверки, при необходимости рекомендуется целесообразность подготовки приказа, разработки плана мероприятий по устранению выявленных недостатков, указывается информация о порядке сообщения по выполненным мероприятиям предписывающей части, подписи инспектора и представителей проверяемой организации.
4.12. В акт-предписания записываются только сведения, подтверждаемые официальной отчетностью, рассмотренной документацией и личным осмотром энергоустановок.
4.13. Порядок сообщения о выполнении мероприятий предписания определяется совместным решением инспектора и представителя проверяемой организации, о чем делается запись в строке акта-предписания «Информацию о выполнении настоящего акта-предписания представлять...».
4.14.Текст акта-предписания перед его оформлением необходимо обсудить с представителем проверяемой организации, его аргументированные возражения по возможности принять во внимание.
4.15. Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
4.16. В конце акта-предписания записывается фраза: «Акт-предписание для исполнения получил» и ставится подпись руководителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.
4.17. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа Госэнергонадзора.
4.18. Все акты-предписания должны быть зарегистрированы в порядке, установленном в управлении Госэнергонадзора.
4.19. В журнале учета мероприятий по контролю проверяемой организации инспектором органа Госэнергонадзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа Госэнергонадзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о составлении акта-предписания, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте-предписании, делается соответствующая запись.
5.1. При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов Госэнергонадзора, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
5.2. В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено неудовлетворительное состояние энергетических установок, угрожающее аварией, пожаром или создающее угрозу жизни и безопасности граждан, инспектор обязан довести до сведения руководителя организации информацию об этом и потребовать немедленного отключения оборудования или приостановления производства товара, работы, услуги.
5.3. Органы Госэнергонадзора могут обращаться в суде требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований нормативно-технической документации.
6.1. Должностные лица органов Госэнергонадзора при проведении мероприятий по контролю обязаны:
7.1. Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
7.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа Госэнергонадзора присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.
8.1. Контроль исполнения акта-предписания включает в себя анализ сообщений проверенной организации о ходе устранения недостатков и проведение внеплановых проверок.
8.2. Перенос сроков выполнения мероприятий предписания по просьбе проверенной организации может производиться руководством органа Госэнергонадзора при соответствующем представлении непосредственного руководителя инспектора.
8.3. Снятие с контроля выданного предписания производится после его полного выполнения или по решению руководителя органа Госэнергонадзора при наличии соответствующего обоснования.
9.1. Органы Госэнергонадзора и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.2. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы Госэнергонадзора обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых были нарушены.
Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания органов Госэнергонадзора об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
(типовая форма)
Министерство энергетики Российской Федерации
Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения
(Госэнергонадзор)
Управление государственного энергетического надзора
АКТ-ПРЕДПИСАНИЕ № _____
_______________________________________________________________________________
(наименование проверяемой организации или индивидуального предпринимателя и вышестоящей организации)
_______________________________________________________________________________
должность, Ф.И.О. представителя юридического лица или
представителя индивидуального предпринимателя)
Мною, государственным инспектором по энергетическому надзору Управления государственного энергетического надзора
комиссией в составе: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
на основании распоряжения (приказа) органа государственного энергетического надзора ________ от __________200__ г. № _______________________
_______________________________________________________________________________
в присутствии___________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
в период с __________________ по __________________200__ г. проведена проверка
_______________________________________________________________________________
(вид проверки)
_______________________________________________________________________________
(наименование проверяемой организации)
по теме_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Краткая характеристика установленного оборудования,
характеристика сетей:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
В результате проведенной проверки установлено:
1.______________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________
на основании распоряжения (приказа) органа государственного энергетического надзора ___________от________________200__ г. № ___________________
в присутствии___________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
в период с ________________ по __________________ 200 г. проведена проверка
_______________________________________________________________________________
(вид проверки)
_______________________________________________________________________________
(наименование проверяемой организации)
по теме_________________________________________________________________________
Краткая характеристика установленного оборудования,
характеристика сетей:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
В результате проведенной проверки установлено:
1.______________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________
ПРЕДПИСАНИЕ
В порядке государственного энергетического надзора предлагается выполнить следующие мероприятия по устранению выявленных нарушений:
№ п.п. | Содержание мероприятия, ссылка на пункт НТД | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. |
Выводы:
1.______________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Информацию о выполнении настоящего акта-предписания представлять
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(куда, кому, срок и порядок представления)
Инспектор (старший группы, председатель комиссии, члены комиссии) |
||
(личный штамп) | _________________ (подпись) |
___________________________ (Ф.И.О.) |
При проверке присутствовали: | ||
_____________________ (должность) |
_________________ (подпись) |
___________________________ (Ф.И.О.) |
Акт-предписание ( ____ экз.) для исполнения получил: | ||
__________________________ (руководитель проверяемой организации) |
_________________ (подпись) |
___________________________ (Ф.И.О.) |
Peг. № _______
Никто пока не комментировал эту страницу.