Сегодня перед управляющими организациями, а так же государством наиболее остро стоит проблема капитального ремонта. Промедление решения данного вопроса в прямом смысле угрожает жизни и здоровью граждан.
По подсчетам специалистов, чтобы отремонтировать все многоквартирные дома России, нуждающиеся в этом, необходима сумма, превышающая 5 трлн. руб.
Кто способен и должен решить данный вопрос? Государство, частный капитал, управляющие компании?
Раньше вопросом капитального ремонта занималось государство. Нельзя сказать, что оно самоустранилось от решения данной проблемы. Ряд законов, например, ФЗ-185, а также региональные и муниципальные программы капитального ремонта, свидетельствуют о том, что государство предпринимает какие-то шаги по решению данного вопроса. Но требуется гораздо больше.
Сегодня частный бизнес готов инвестировать средства в капитальный ремонт многоквартирных домов. Но основным условием такого инвестирования является наличие прозрачности в реализации проекта.
Рассмотрим вариант капитального ремонта с привлечением денежных средств через кредитные учреждения. Целесообразным представляется ремонт многоквартирных домов с этажностью от 5 и выше. Поскольку в данном случае понятна и адекватна процедура возвратности вложенных средств. Но структура кредита имеет специфику в следующем: проценты по нему часто гораздо больше самого «тела кредита».
Предлагается разработка инвестиционной программы на уровне регионов, когда оплату кредитного процента по вложенным средствам берет на себя муниципальный или региональный бюджет. Что позволит увеличить инвестиционную привлекательность к данной программе капитального ремонта, как у самих управляющих компаний, так и у финансовых учреждений.
Возникает вопрос: «А что делать с малоэтажным фондом?»
Малоэтажный фонд находится сегодня в «плачевном» состоянии. Официально ветхим и аварийным жильем признается около 20% малоэтажного жилья, но в реальности эта цифра гораздо больше!!! И каждый день люди, живущие в этих домах, рискуют своим здоровьем, а иногда и жизнью, просто находясь у себя дома. Ремонтировать такие дома - очень дорогостоящее мероприятие, которое подсильно только лишь государству, поскольку собираемость мала, затраты велики и возвратность вложенных средств иногда достигает 100 лет!!!!
Переселение выполняется государством, но очень медленно.
Реальным решением проблемы могла бы стать некая «кооперция» частного капитала и государства. Сегодня очень привлекательное направление - это реконструкция малоэтажного фонда различными способами.
Например:
Каждый из этих вариантов должен индивидуально подбираться, просчитываться и реализовываться, основываясь на нюансах конкретного региона.
Большой проблемой является сложность документального оформления легитимности данного действия. А именно: по ЖК РФ для проведения реконструкции необходимо 2/3 голосов «за» собственников помещений на общем собрании. А это даже для малоэтажных домов иногда невозможная задача, учитывая менталитет проживающих в них.
Более того, в реализации подобных проектов часто сталкиваешься с бюрократической «машиной» по многим вопросам – архитектура, технические условия, земельный участок, кадастр и многие другие. Предлагается разработать ускоренный упрощенный вариант решения проблем малоэтажек через создание нормативно-правового акта на уровне государства о методике проведения реконструкции.
Резюмируя вышеописанное можно сделать вывод, что проблем очень много, ситуация близка к критической! И лишь оперативное, плодотворное сотрудничество бизнеса и государства может решить весь спектр накопившихся проблем.
Н. Делаков. Руководитель направления ООО «Росэнергосбережение», участник II Всероссийского практического форума «Модернизация ЖКХ»
Никто пока не комментировал эту страницу.