Две серьёзные ошибки, которые совершали компании в 2020-м

31 января 2021 в 18:53

Две серьёзные ошибки, которые совершали компании в 2020-м

Две серьёзные ошибки, которые совершали компании в 2020-м


Падение продаж и экономия — главные тренды покупательского спроса — 2020. Оба потребовали от бизнеса реакции. Помимо скорости принятия решения, важно было отличать временные явления от долгосрочных тенденций. Те, кто не смог, сильно отстал от конкурентов. На данный момент лишь 20 % бизнесменов, согласно октябрьским замерам индекса RSBI, ожидают роста продаж. С учётом ухудшения эпидемиологической ситуации и введения возможных ограничительных мер из-за ситуации с коронавирусом вряд ли стоит рассчитывать, что новый год кардинально изменит ситуацию. А значит, важно изучить ошибки первой волны, чтобы не утонуть под второй.

Ошибка 1. Подстраивались, но не анализировали краткосрочность эффекта мер

В момент шока замерли покупательская активность и бизнес. Первой мерой стала поголовная оптимизация, и для большинства компаний она заключалась в срочном сокращении штата и производства. Однако мало кто ожидал, что локдаун подстегнёт спрос в некоторых сферах. К примеру, по данным компании «Декёнинк» (одного из лидеров в области производства ПВХ-систем для остекления), заказы на оконном рынке уже к маю — июню выросли так, что не хватало рабочих рук на их выполнение.

«2020 год доказал, что подстройка должна проводиться чуть ли не еженедельно. Так, в начале лета производители оконных конструкций неожиданно столкнулись с нахлынувшими заказами. И сложнее всего было компаниям, в которых только что прошли увольнения. Они сдвигали сроки выполнения заказов, в последнюю очередь обслуживали небольших дилеров, которые могли ждать заказ по 4–6 недель, и в итоге теряли клиентов, — рассказывает Вячеслав Ганцев, директор по маркетингу компании «Декёнинк». — Также весной многие делали ставку на повышение спроса на продукцию экономсегмента, этот тренд заметен и сейчас. А вот в нашей отрасли прогнозы не совсем оправдались. В ретроспективе видно, что движения спроса на рынке были разнонаправленными. Рост доли недорогих ПВХ-систем оказался совсем невелик, зато объём продаж топовых систем (HS-порталов) повысился на 30 % и продолжает увеличиваться. Такие повороты сложно предвидеть, и мы смогли вовремя отреагировать только благодаря регулярной аналитике ситуации и оперативной корректировке планов».

Отсутствие качественной аналитики ведёт к ошибкам и в продвижении. «При падении спроса многие игроки продолжали ценовые войны и даже сливали бюджет на рекламу в печатных СМИ во время карантина, — поясняет Сергей Пархоменко, управляющий партнёр коммуникационного агентства Идеи&Решения. — Умные же дифференцировали потребителей и каждому давали “его” обещания, да ещё и по тем каналам, которые ему подходят: профессионалам — экономию на логистике письмами и вебинарами, а пенсионерам — условия рассрочки на бумажных носителях по почтовым ящикам».

Ошибка 2. Не учитывали долгосрочный эффект тренда и не подстраивались

Локдаун закрыл офисы на время, но многие из них не открылись полноценно до сих пор, и уже не из-за второй волны. «Люди были вынуждены покупать удалённо, они научились это делать. Например, во многих регионах существование офлайн-офисов оконных компаний стало экономически нецелесообразным. И летом их посещаемость в день составляла 1–1,5 человека, — рассказывает Вячеслав Ганцев («Декёнинк»). — Те партнёры, которые поняли, что это тренд, и внедрили наши сервисы по управлению продажами, использовали облачные АТС и оперативно перевели менеджеров на удалённую работу, тем самым смогли минимизировать падение объёмов продаж».

Перестройка коснулась не только В2С-продаж. Например, многим застройщикам пришлось учиться работать онлайн с открытием эскроу-счёта, с регистрацией сделок в Росреестре. Кроме того, пандемия простимулировала внедрение в работу по проектированию BIM-технологий.

Во время второй волны уже нет такой паники, все понимают, что трудиться можно и в разных условиях, но до сих пор многие бизнесы игнорируют рост электронной коммерции. По прогнозам, её объёмы сильно возрастут по итогам 2020 года: по данным исследования Infoline, на 34 % — до 2,7 трлн рублей. 

Уроки кризиса 

Надеяться, что люди перестанут экономить, не стоит. Так, по данным прогноза холдинга «РОМИР» на 2021 год, доля покупателей, предпочитающих недорогие бренды, вырастет с 33 (2019) до 40 %. При этом до 50 % потребителей планируют сохранить объём покупок онлайн.

Но на старые грабли наступать станет всё больнее: без качественной аналитики и продуманной стратегии разориться можно за несколько месяцев. Поэтому все шаги в выборе новых каналов сбыта и ценовой стратегии должны быть небольшими и продуманными, при этом нужно точно оценивать их результаты и долгосрочный эффект. 


1739
Закладки
Последние публикации
Комментарии 9
 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Самые интересные публикации
Последние комментарии