Влияние человеческого фактора на надежность МП-устройств РЗА рассматривают многие специалисты. Одни из них предлагают в формулу для расчета надежности таких устройств ввести число ошибок персонала MPi влияющих на правильность действия релейной защиты
[1 - 4].
Другие специалисты значительно расширяют круг причин, связанных с влиянием человеческого фактора [5].
Более того, они считают, что менее надежная работа МП РЗА по сравнению с электромеханическими устройствами обусловлена отсутствием теоретических основ для их разработки, не обращая внимания на существование таких фундаментальных трудов, как известная работа Шнеерсона Э.М. [6].
В качестве влияющего на надежность МП РЗА человеческих факторов специалисты ООО «Релематика» называют также недостаточную квалификацию:
- проектных организаций;
- пусконаладочных организаций;
- эксплуатационного персонала.
Как тут не вспомнить известную фразу из кинофильма «Доживём до понедельника»!
На самом деле, многолетнее наблюдение за находящимися в эксплуатации изделиями рисует совсем другую картину [7].
Многолетняя привычка «защищаться» с помощью «руководящих указаний» показывает, что эксплуатационный персонал зачастую не использует руководства по эксплуатации и другие документы, выпускаемые разработчиками МП РЗА.
В настоящее время невозможно составить руководящий документ, содержащий сколько-нибудь существенные указания по расчету параметров для всего множества устройств МП РЗА. Именно поэтому разработчики МП РЗА предлагают собственные методики расчета уставок для своего оборудования [8].
В данных тезисах всплывает высказанная много лет назад идея о том, что существуют какие-то функции [9], характерные для РЗА (как в электромеханике), и нехарактерные. При этом именно наличие нехарактерных функций по мнению авторов тезисов, снижает надежность МП РЗА по сравнению с электромеханическими защитами. Кстати, к нехарактерным для РЗА функциям иногда относят и систему самодиагностики устройства МП РЗА.
Вопреки высказанному в тезисах утверждению, устройства МП РЗА, выпускаемые ООО «Релематика», содержат и характерные и нехарактерные функции, как и устройства других производителей [10].
Авторы тезисов полагают, что все нехарактерные функции должны быть в сервисном ПО терминала, не приводя никаких уточнений относительно используемого для такого ПО процессора.
Единственное, с чем можно согласиться с предложенным в тезисах, так это с необходимостью автоматизации проверок на всех этапах.
Литература
Примечание. Позиции 1-4 приведены здесь.
5 В.А. Ефремов, С.В. Иванов. Тезисы доклада // [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.news.elteh.ru/pics/127/Net_127_16_Relavexpo.pdf
6 Шнеерсон Э.М. Цифровая релейная защита. М. Энергоатомиздат, 2007, 549 с.
7 Захаров О.Г. Аппаратная надежность устройств релейной защиты. М.: НТФ «Энергопрогресс»; 2016, [Библиотечка электротехника, приложение к журналу «Энергетик»; Вып. 7(211)]
8 Библиография работ по расчету уставок // [Электронный ресурс], режим доступа:
http://www.maximarsenev.narod.ru/2015/tkz_biblio.htm
9 Релейная защита: функция или алгоритм? // [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.rza.org.ua/blog/a-348.html (2457 просмотров на 06.09.2021)
10 Захаров О.Г. Цифровые устройства релейной защиты электродвигателей. Алгоритмы и уставки (в 2 частях) // М.: Библиотечка электротехника, Приложение к журналу «Энергетик», вып.168, 169, 2012-2013 год
Другие обзоры на эту тему
1 Надежность и человеческий фактор // [Электронный ресурс], режим доступа: https://energoboard.ru/post/6223/ (112 просмотров на 06.09.2021)
2 Человеческий фактор и РЗА // [Электронный ресурс], режим доступа: https://energoboard.ru/post/6229/ (94 просмотра на 06.09.2021)
Никто пока не комментировал эту страницу.