Как мотивировать робота, или О том, почему инновационные отопительные котлы во Франции собирают вручную

10 декабря 2019 в 17:11

Как мотивировать робота,  или О том, почему инновационные отопительные котлы во Франции собирают вручную

 

 

Позабыты хлопоты,

Остановлен бег.

Вкалывают роботы,

А не человек?

 

 

 

Россия по количеству промышленных роботов пока далеко за рамками топ-15 мирового рейтинга, хотя и у нас есть полностью роботизированные производства. Из европейских стран в списке присутствуют только Германия (пятое место), Италия (седьмое место) и Франция (восьмое место). Именно здесь, в городе Мо, находится завод компании FRISQUET, лидера французского рынка отопительного оборудования, на котором принципиально не используются роботы при сборке котлов и контроле качества продукции. В начале ноября на этом предприятии принимали делегацию делегацию, в состав которой вошли 25 специалистов по отопительным системам из центральных регионов России.

 

Роботу всё равно, ошибся он или нет

Несмотря на расхожее мнение о том, что человеческий фактор негативно влияет на качество выпускаемой продукции, на производстве в городе Мо люди не просто не подпускают роботов к изготовлению важных узлов котла, но ещё и контролируют результат их работы. Хотя стереотип говорит, что всё должно быть наоборот: это машины способны без ошибок делать сложные детали, собирать механизмы, они поднимают производительность, закрывают дефицит квалифицированных кадров.

«На предприятиях, где используются конвейеры и выпускается стандартная продукция в огромных количествах, это более чем оправданное решение, – говорит Армен Калинин, директор по экспорту компании FRISQUET. – У нас другой подход: на заводе почти нет конвейеров, так как не стоит задач штамповать котлы. Сборка каждого агрегата персонализирована, потому что техника инновационная, сложная, с большим количеством автоматики, при этом процент допустимых отказов оборудования при эксплуатации составляет 0,001, это корпоративный стандарт. Такой котёл на конвейере не соберёшь и машине не доверишь. Да, они работают чётко по программе, но любой алгоритм может сбиться, а ответственности и мотивации у роботов, как известно, нет».

Завод FRISQUET, который выпускает всего 60 тысяч котлов в год, отслеживает судьбу каждого проданного теплогенератора. И сотрудники предприятия считают личным позором сообщения об отказах оборудования – ведь они несут за этапы персональную ответственность, ставят подписи о соответствии, и свидетельства собственного непрофессионализма не нравятся никому. Роботам в похожем случае будет всё равно, станут ли владельцы котлов проклинать их за ошибки в работе автоматики и протекающий насос. Именно это французы считают ахиллесовой пятой машин и причиной, по которой на сложном производстве автоматы никогда не смогут работать эффективнее высококвалифицированных инженеров, сварщиков или сборщиков.

 

Отвезти-привезти, лист стальной разрезать

Роботы на заводе FRISQUET, конечно, есть. Только заняты они на механических, не очень интересных или тяжёлых этапах. Нарезают и сгибают стальные листы для кожуха или сворачивают цилиндры из меди – заготовки для будущих теплообменников. Но даже в этих процессах финальным звеном является сотрудник, который проверяет, насколько чётко автомат выполнил задачу.

«Это просто поразительно. По опыту поездок на разные предприятия могу сказать, что на производствах активно внедряются роботы, а здесь они применяются очень ограниченно, причём основные узлы машинам вообще не доверяют, – рассказывает Андрей Сазонов, член делегации, генеральный директор компании «Климат-контроль» из Тверской области. – Например, теплообменник – одна из важнейших частей отопительного котла. Его сваривают вручную, а мастера работают настолько филигранно, что толщина обечайки не превышает 2 мм».

Сборка котлов также идёт вручную. Проверки после каждого этапа и контроль параметров уже готового котла проводят опять же люди. Если всё в порядке, ставят личную печать. Теперь готовый теплогенератор можно закрывать кожухом и отправлять на склад. Вот туда его повезёт уже машина, которая должна будет найти нужную коробку и поместить в неё котёл. Но даже в этом случае люди подстраховывают робота – коробки для котлов на заводе неодинаковые: если вдруг у машины сбился считыватель штрихкодов и она случайно привезла теплогенератор на 32 кВт к коробке для агрегата на 45 кВт, он туда не войдёт, как бы робот ни пытался.

 

 

Обычно о человеческом факторе на производстве говорят в негативном контексте, противопоставляя роботов и людей не в пользу последних. Но вот парадокс: самыми качественными вещами в мире по-прежнему считаются те, что на 80–90 % сделаны вручную: автомобили Rolls-Royce, профессиональные лыжи Augment, смартфоны Vertu, швейцарские часы. Выходит, дело не столько в человеческом факторе, сколько в умении грамотно сочетать ручной труд и возможности машин, по максимуму используя преимущества каждого.

 

Последние публикации
Комментарии 2
 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 

Комментарий проверяется

Текст комментария будет виден после проверки администратором.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Последние комментарии