Инженерное образование в России: исторический опыт и современность

15 октября в 20:53

Становление инженерного образования в нашей стране началось в первой четверти XVIII века в ходе масштабных преобразований Петра I. Через 600 лет после Европы в России возникли наука и светское образование. За короткий срок появились собственные научно-образовательные центры: Петербургская Академия наук и Московский университет, возникли научные лаборатории (одной из первых была химическая лаборатория, организованная М.В. Ломоносовым), открылись учебные заведения, сложилось научно-педагогическое сообщество, установилось взаимодействие с европейскими исследователями, многие из которых впоследствии жили и работали в России (математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Г. Бильфингер, историк Г. Миллер и др.).

Приоритет в развитии системы высшего образования был изначально отдан специализированным учебным заведениям – военным, инженерным и по подготовке государственных служащих. Завершение растянувшегося на века процесса централизации и активная внешняя политика требовали именно таких специалистов. Еще в конце XVII века с целью подготовки управленцев для церкви и государства при поддержке царя Федора Алексеевича и по проекту Симеона Полоцкого была учреждена Славяно-Греко-Латинская Академия (1687 г.). В числе ее основателей были также братья Софроний и Иоанникий Лихуды (ученые-греки, приехавшие в Россию из Италии). В Академии обучали грамматике, риторике, пиитике, диалектике, философии и богословским наукам. Кстати, именно, в ее стенах учился М.В. Ломоносов.

Первым учебным заведением, осуществлявшим подготовку военно-инженерных кадров, стала открытая в 1701 г. в здании Сухаревской башни в Москве Школа математических и навигационных наук. В числе ее основателей нанятый Петром I на русскую службу английский профессор математики Эндрю (Генри) Фарварсон и выпускник Славяно-греко-латинской академии, автор первого отечественного учебника по математике Л.Ф. Магницкий. В 1715 г. в Петербурге на базе старших мореходных классов Школы была учреждена Морская академия. В целом, в первой четверти XVIII века в России возникла сеть артиллерийских и инженерных школ, преподавание в которых чаще всего велось на немецком языке.

С целью снизить зависимость от иностранных технических специалистов в царствование Екатерины II для подготовки инженеров было учреждено Горное училище (1774 г.), на базе которого вследствие многочисленных преобразований, возник Санкт-Петербургский Горный университет – крупнейший вуз современной России.

Развернувшиеся в XIX столетии в России, пусть и с некоторым опозданием, промышленный переворот и индустриализация побудили руководство страны открыть ряд инженерных вузов, образование в которых было построено уже по принципу классического университета, но расширенное практическими занятиями, с самостоятельным экспериментированием в условиях лабораторий. В частности, были открыты Институт корпуса инженеров путей сообщения, Петербургский практический технологический институт, Московское ремесленное училище (МГТУ им. Н.Э. Баумана). К началу Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 15 высших технических учебных заведения, а выпуск инженеров для промышленности, строительства, транспорта и связи ежегодно составлял 1500 специалистов в год. Однако инженеров, по-прежнему, катастрофически не хватало и зависимость от иностранных специалистов снизить не удавалось. В этой связи, С.Ю. Витте (министр финансов в правительствах Александра III и Николая II) разработал проект создания в ряде крупнейших городов империи (Томске, Санкт-Петербурге и др.) системы политехнических институтов, правда, реализован он был уже в советское время.

С установлением советской власти в России система отечественного высшего технического образования столкнулась с рядом серьезных вызовов, в числе которых сокращение численности учебных заведений и преподавательского состава (многие преподаватели были высланы или эмигрировали сами, погибли в результате боевых действий в годы гражданской войны), снижение финансирования, резкое падение образовательного уровня абитуриентов (преимущество при поступлении отдавалось детям из крестьянских и рабочих семей, для детей инженеров установлены были квоты), деградация учебного процесса (сокращение сроков обучение, отмена лекций и экзаменов, исключение естественно-научной фундаментальной подготовки учащихся). Низкий уровень подготовки инженерных кадров не мог не сказаться на темпах индустриализации, что было отмечено руководством страны. Деструктивные процессы в вузах были остановлены, туда вернулись полноценные вступительные экзамены, лекции и семинары, промежуточная аттестация и все, что присуще современному учебному процессу.

В предвоенное десятилетие появились первые отраслевые инженерные вузы, в частности в 1930 г. начал подготовку кадров для промышленности и народного хозяйства страны Московский энергетический институт. Накануне Великой Отечественной войны в СССР существовало 164 инженерных вуза, в которых обучалось более 200 тыс. студентов. 

Холодная война и научно-техническая революция, во многом, явились мощнейшими факторами расцвета советской системы высшего технического образования, который пришелся на 50-60-е годы ХХ века. В 1960 г. в СССР было выпущено 120 тыс. инженеров, в четыре раза больше, чем в США. Страна достигла огромных успехов в энергетике, особенно в атомной, космосе, авиации, информатике, военно-промышленной сфере.

Однако, уже к 1980-м годам в подготовке инженеров все больше давали себя знать формализм, погоня за количеством во вред качеству. Число выпускников росло, а вот их квалификация часто не отвечала объективным требованиям социально-экономического развития страны. В последние годы существования СССР насчитывалось свыше 6 млн. инженеров, однако, только 700 тыс. человек из них были заняты собственно творческим инженерным трудом.

В 1990-е и 2000-е годы инженерное образование в нашей стране резко растеряло свою привлекательность для молодежи, что имело, безусловно, объективные причины, в числе которых деиндустриализация страны, снижение качества школьного образования, прежде всего в области физико-математической подготовки, финансовая непривлекательность профессии инженер. Однако, сейчас ситуация начинает меняться и инженерные факультеты вузов вызывают все больший интерес у молодого поколения российских граждан. Собственно, говоря, реализация Указа Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и сформулированные в нем национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года недостижимы без стабильно функционирующей системы подготовки инженерно-технических кадров.​

 

53
Закладки
Последние публикации
Комментарии 0

Никто пока не комментировал эту страницу.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Последние комментарии