До выхода на переход организуются сборочные бригады и звенья, производится комплектование необходимых механизмов, приспособлений и инструментов. Состав бригады для сборки переходной опоры зависит от размеров и типа опоры, от принятого способа монтажа и срока выполнения работы.
Сборку опоры в горизонтальном положении производит бригада из 10 — 14 монтажников, стропаля, крановщика и 2 — 3 сварщиков.
Направления выкладки опоры и ее подъема определяются в заранее разработанном проекте производства работ. На месте выполнения работы уточняется возможность расположения опоры в собранном виде с учетом последующей установки. При этом обращается внимание на возможность устройства якорей полиспастов в местах, предусмотренных проектом, выкладки монтажной стрелы для ее подъема, а также на возможность передвижения тракторов с канатами полиспастов, длина хода которых при установке опоры может составлять 500 — 800 м.
Производится подготовка сборочной площадки. Для этого спиливаются деревья, бульдозером удаляются пни, камни, кустарник, а иногда сносятся и мешающие строения. При необходимости производится выравнивание площадки или подсыпка грунта Поверхностная вода отводится за пределы площадки.
К началу сборки сооружение фундамента должно быть завершено, предусмотренная проектом отсыпка грунта банкеток выполнена. Путем замера уточняются соответствие базы фундамента проектному размеру, а также уровень расположения отдельных элементов фундамента. По данным СниП III-B.5 — 62, допуск на расстояние между центрами фундаментов опоры 10 мм + 0,001 проектного расстояния, но в сумме не более 25 мм.
Из шпал, брусьев или из местного леса устраиваются подкладки или клетки, в которых деревянные элементы прикрепляются друг к другу с помощью строительных скоб и шпилек. Если позволяет профиль монтажной площадки, высоту подкладок для удобства сборки опоры желательно делать не более 1 м. Применять вместо подкладок установленные вертикально куски бревен недопустимо.
Для устройства подкладок высотой более 1 м при сборке тяжелых опор соединение деревянных деталей выполняется на врубках. При установке опоры способом наклоняющейся или выталкивающей стрелы на месте последующей сборки опоры укладывались железнодорожные рельсы, которые в процессе сборки опоры использовались как стеллажи. В зависимости от местных условий части опор с завода-изготовителя к месту их монтажа доставляются сначала по железной дороге, а затем при помощи автомобилей с прицепами, трелевочных тракторов или барж (например, при расположении опоры на острове). Поэтому одновременно с подготовкой монтажных площадок при необходимости ведутся работы по устройству проездов средств транспорта. Около одного из мест установки опор организуются временные помещения для рабочих, прораба и мастера, а также склад материалов. Для этой цели могут быть доставлены передвижные вагончики или арендованы расположенные вблизи помещения.
После доставки к месту монтажа части опор осматриваются и обнаруженные повреждения исправляются. Малые повреждения второстепенных элементов (раскосы, тяги, диафрагмы) устраняются в холодном состоянии специальными ключами, струбцинами или домкратами, более серьезные дефекты ликвидируются так же, но после нагрева металла до темно-вишневого цвета (600 — 700 °С) газовой горелкой. При более тяжелых местных повреждениях исправления производят путем вырезания поврежденных мест и приварки на их место новых деталей. В местах полных или частичных разрывов сварных швов старая сварка срубается, место сварки очищается от ржавчины и краски, деталь подгоняется на место и приваривается. Сварка должна производиться электродами марки Э-42А по ГОСТ 9466-75*.
Повреждения таких ответственных элементов, как пояса опор, устраняются по рекомендациям авторов проекта переходных опор. В ряде специализированных трестов применяются агрегаты для механизации процесса соединения болтами секций и элементов металлических конструкций. Агрегаты состоят из бензоэлектрической станции АБ-4Г/230, преобразователя частоты электрического тока, трансформатора и барабанов с кабелем для электрифицированного инструмента (электрогайковерты ИЭ-3115 и ИЭ-310 для гаек соответственно до М42 и М22, электросверлилка ИЭ-1301 для отверстий диаметром до 23 мм, цепная пила ЭП-6К).
Имеются также агрегаты, снабженные компрессорами, сварочными аппаратами, аппаратами для газовой резки. Пневмогайковертами можно завинчивать гайки до М42, однако они не могут работать при низких температурах окружающего воздуха. Оборудование агрегата выполняется навесным на тракторах или прицепным на одно- или двухосных прицепах, а также на санях или металлических пенах. Предпочтительнее — прицепной вариант агрегата, так как при этом тяговый трактор может быть использован для выполнения других работ.
Способ сборки опор выбирается в зависимости от размеров, массы и конструкции опоры, от расположения и размеров монтажной площадки, а также от грузоподъемности имеющихся у строителей подъемных кранов. Переходные опоры поступают с заводов-изготовителей сварными секциями, сварными узлами и элементами.
Сборка опоры в горизонтальном положении обычно выполняется следующим образом. Выбирают такое горизонтальное положение опоры, из которого потом ее будут устанавливать, так как всякое перемещение собранной опоры весьма сложно и может повлечь ее повреждение. Типовые переходные опоры (рис. 3, а), у которых большинство элементов собирается на болтах нормальной точности (кроме цельносварных верхних секций ствола и части опор верхних граней траверс), монтируются начиная от фундамента 1 в сторону верхнего конца опоры
Монтаж идет в пять этапов.
I этап содержит сборку нескольких нижних секций с пространственной решеткой. Сначала около фундамента 1 в горизонтальном положении собираются две половины нижней секции (рис. 3, б), затем они поворачиваются в вертикальное положение, стыкуются друг с другом (рис. 3, в) и соединяются с монтажными шарнирами 5, установленными на фундаменте 1. После этого таким же образом собираются остальные секции, имеющие пространственную решетку.
На II этапе собираются секции с плоской решеткой. Сначала в горизонтальном положении собираются две боковые плоскости (рис. 3,г), затем они поворачиваются в вертикальное положение, где сначала собираются диафрагмы, а затем раскосы нижней и верхней граней ствола опоры (рис. 3,3). Таким же образом собираются все остальные секции с плоской решеткой.
Ill этап, при котором присоединяется сварная секция, завершает сборку ствола (рис. 3, е).
На IV этапе сначала производится укрупнительная сборка траверс, а затем их прикрепление к стволу (рис. 3, ж).
На заключительном, V этапе (он не показан на рисунке), собираются лестницы, площадки и ограждения (иногда эти элементы собираются при сборке секций ствола и траверс).
Возможен также вариант сборки опоры, при котором на I этапе монтируются только половины секций, расположенные ниже продольной оси лежащей опоры. Верхние части этих секций собираются после выполнения II и III этапов сборки. При сборке опор с широкими базами (невысокие переходные и некоторые типы концевых опор) иногда сначала монтируют нижнюю часть опоры (рис. 3, з), соединяют ее монтажными шарнирами 5 с фундаментом 1, затем — верхнюю часть опоры, после чего обе эти части соединяют между собой (рис. 3, и) и устанавливают траверсы (рис. 3, к). Сборку крупногабаритных подставок высотой 24 — 29 м, имеющих базу 15 — 16 м, производят в вертикальном положении (рис. 3, л), а затем собранный блок подставки поворачивают горизонтально и присоединяют к опоре (рис. 3, м).
При монтаже качающейся переходной опоры сначала раздельно собирают нижнюю и верхнюю части опоры (рис. 3,«), затем — шарнирные узлы 5, прикрепляющие опору к фундаменту, после чего соединяют нижнюю и верхнюю части опоры (рис. 3, б).
Сборку переходной опоры с оттяжками начинают с нижней секции стойки, которую с помощью шарнира прикрепляют к фундаменту, а затем последовательно монтируют все остальные секции стойки (рис. 3, п). После этого к стойке присоединяют траверсы (рис. 3, р), в последнюю очередь к опоре присоединяют концы оттяжек (рис. 3, с).
При расположении опоры поперек оси перехода производится сборка ствола и траверс, обращенных кверху (рис. 3, т); при этом иногда для сборки тросовой траверсы копают небольшой котлован. С помощью такелажа опора приподнимается на некоторую высоту, под нее трактором подтаскивается подставка 7, после чего опора опускается на подставку и производится сборка траверс 3, обращенных вниз (рис. 3, у). Иногда для этой цели применяются стойки из бревен, которые предварительно наклонно устанавливаются в котлованы с двух сторон. После подъема опоры на высоту, достаточную для сборки траверс, обращенных к земле, стойки поворачиваются в вертикальное положение, на них опускается опора; стойки закрепляются в вертикальном положении путем засыпки грунтом их нижних концов, находящихся в котлованах.
При установке опор на острове иногда не хватает места для расположения опоры. В таких случаях опору собирают на фундаменте, а затем подвигают в исходное для установки положение; при этом верхняя часть опоры оказывается висящей над водой (рис. 3, ф).
При расположении фундамента на высокой насыпной банкетке сначала на горизонтальной поверхности около банкетки собирается нижняя секция опоры (рис. 3, х). Затем нижняя секция затаскивается на банкетку и присоединяется к анкерным болтам с помощью монтажных шарниров. При массе секции 25 — 30 т работа выполняется с помощью двух подъемных кранов грузоподъемностью 100 кН, расположенных по обе стороны секции, и двух тракторов Т-100. Краны поднимают нижний конец секции, после чего тракторы с помощью канатов затаскивают секцию на банкетку. Так повторяется несколько раз, до тех пор пока секция не затасквается наверх; при этом верхний конец секции волочится по брусьям. После посадки на шарниры верхний конец нижней секции приподнимается и устанавливается на более высокие подкладки. Далее последовательно собирают все остальные секции опоры.
При укрупнительной сборке производится размещение секций или элементов опоры на подкладках из бревен или брусьев, соединение элементов сборочными болтами и выверка укрупненного элемента. При общей сборке опоры, как правило, более легкие элементы подтаскиваются к более тяжелым, укрупненным элементам, соединяются с ними сборочными болтами и выверяются.
В болтовых соединениях нарезная часть болта не должна заходить в тело соединяемых элементов более чем на 1 мм (остальная нарезная часть болта должна выходить наружу). При короткой резьбе на болте можно устанавливать не более четырех шайб. После затягивания гаек для предотвращения их самоотвинчивания на резьбе болта должно быть сделано кернение на глубину не менее 3 мм. При сборке опор отклонения и искривления не должны превышать следующих значений.
Если при сборке секции болтовой опоры прогибы элементов окажутся больше допускаемого значения, то исправление должно производиться следующим образом. Разъединяются болты, соединяющие раскосы с поясным уголком, поясной уголок выправляется, уточняется на месте длина раскосов, в которых делаются новые отверстия, после чего раскосы присоединяются к поясному уголку.
Для сокращения сроков монтажа одновременно со сборкой опоры выполняются подготовительные работы к ее подъему.
Сборка второй опоры на переходе производится с некоторым запаздыванием; при этом все освобождающиеся оборудование постепенно переводится к месту монтажа второй опоры.
При работе на высоких подкладках и подмостях раскладка инструментов и деталей должна производиться лишь в местах, исключающих их падение. После окончания сборки с опоры должны быть убраны инструменты и неиспользованные детали. Запрещается прекращать сборку, если поднятая секция или элемент не поставлены на место и не закреплены сборочными болтами. Подлезать пол собираемую опору или ее секцию разрешается только тогда, когда под нее подведены прочные клетки из шпал, бревен или брусьев.
Наводка и проверка совпадения болтовых отверстий должны производиться только при помощи монтажных ломиков. После наводки отверстий соединяемых секций сначала с помощью подкладок обеспечивается их устойчивое положение и лишь после этого производится их закрепление болтами. Снятие стропа с наведенной секции допускается только после установки в узле соединения 50% болтов (но не менее двух). Влезать на поднятые секции для их соединения разрешается только после их надежного закрепления и проверки устойчивости.
До установки опоры на ней монтируется светоограждение, производится окончательная окраска опоры (в соответствии с правилами окраска выполняется красной и белой красками по зонам), а также проверяется правильность выполнения узлов крепления гирлянд изоляторов и грозозащитных тросов.
Сборка переходных опор производится с помощью подъемных кранов К-162, К-16; концевые опоры могут собираться более легкими кранами ТК-53, СМК-10. Продолжительность сборки переходной опоры высотой 80 — 90 м составляет 1 — 1,5 мес. Монтаж вторых опор выполняется быстрее.
Никто пока не комментировал эту страницу.