Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

Утверждено
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 18.03.2003 N 8

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В ХИМИЧЕСКОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ
И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

I. Область применения

 

1.1. Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (далее - Положение) устанавливает требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, оформлению и утверждению заключений экспертизы.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742), Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 N 61-А (зарегистрировано Минюстом России 28.11.2002 N 3968), Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 06.10.98 N 64 (зарегистрировано в Минюсте России 08.12.98, N 1656).

1.3. Положение обязательно к применению как специалистами организаций, непосредственно осуществляющих экспертизу промышленной безопасности объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, так и иными заинтересованными организациями, в том числе органами Госгортехнадзора России.

1.4. В настоящем Положении используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности.

1.5. Объектами экспертизы промышленной безопасности, на которые распространяется действие настоящего Положения, являются:

  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
  • технические устройства, применяемые на химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производствах и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
  • здания и сооружения на химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производствах и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
  • декларации промышленной безопасности химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производствах и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
  • документация, связанная с эксплуатацией химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

 

II. Общие требования

 

2.1. Экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов, учитывающую специфику химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, проводят организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России на этот вид деятельности.

2.2. Контроль за выполнением условий действия лицензий осуществляет Управление по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности самостоятельно и через территориальные органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

2.3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными документами в области промышленной безопасности, а также настоящим Положением.

2.5. Требования к организациям, осуществляющим экспертизу промышленной безопасности

 

2.5.1. Экспертные организации проводят экспертизу промышленной безопасности в соответствии с настоящим Положением на принципах независимости.

2.5.2. Экспертные организации не проводят экспертизу собственных объектов, а также экспертизу объектов в организациях, с которыми экспертные организации имеют общие коммерческие интересы или административную зависимость.

2.5.3. Экспертные организации должны располагать штатными специалистами, имеющими соответствующее образование, необходимую квалификацию, практический опыт и аттестацию по направлениям экспертизы.

2.5.4. Экспертные организации при проведении экспертизы используют помещения (собственные, заказчика, арендуемые на договорной основе), оборудование и оргтехнику, необходимые для проведения экспертизы промышленной безопасности, подготовки и оформления отчетов и заключений экспертизы.

Оценка технического состояния зданий, сооружений и технических устройств с применением методов неразрушающего контроля (НК) проводится специалистами лабораторий НК, аттестованными в установленном порядке.

2.5.5. Экспертные организации при выполнении экспертизы промышленной безопасности руководствуются действующим законодательством в области промышленной безопасности и нормативными документами по соответствующим направлениям экспертной деятельности.

2.6. Условия привлечения сторонних организаций

2.6.1. Для выполнения отдельных видов экспертных работ экспертная организация (далее - Исполнитель) может привлекать как сторонние организации, имеющие соответствующие лицензии в области экспертизы промышленной безопасности, так и отдельных квалифицированных и аттестованных в установленном порядке экспертов, а также аттестованных специалистов по неразрушающему контролю.

2.6.2. В случаях когда организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее - Заказчик), имеет в своей структуре аттестованное в установленном порядке подразделение неразрушающего контроля, уровень квалификации специалистов которого позволяет выполнять отдельные виды экспертных работ, то допускается привлекать специалистов НК Заказчика, аттестованных в установленном порядке, к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в программе проведения экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами Заказчика, и формулироваться требования к качеству работ по форме и содержанию отчетных документов.

2.6.3. Руководитель экспертных работ и эксперты, кроме п. 2.6.2, выполняющие экспертизу, не могут являться штатными сотрудниками предприятия - владельца (или арендатора) объекта экспертизы.

2.7. Требования к заключению экспертизы промышленной безопасности

2.7.1. Структура и содержание заключения экспертизы промышленной безопасности должны соответствовать требованиям Правил проведения экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать оценку проектных и технических решений по обеспечению промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

2.7.2. Рассмотрение и утверждение заключений экспертизы промышленной безопасности проводится Госгортехнадзором России в соответствии с установленным им порядком.

2.7.3. Орган Госгортехнадзора России, которому представлено заключение экспертизы промышленной безопасности для рассмотрения и утверждения, может запросить от Исполнителя экспертизы дополнительные материалы, подтверждающие достоверность и объективность представленного заключения.

2.7.4. Если в процессе рассмотрения материалов, представленных на утверждение, будет установлена необъективность или некачественное выполнение работы, допускается привлекать независимого эксперта в качестве оппонента и (или) обязать Исполнителя провести повторную экспертизу (полностью или частично).

 

III. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

 

3.1. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов

3.1.1. Экспертиза проектной документации проводится:

  • перед принятием решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;
  • после внесения изменений и дополнений в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

3.1.2. При экспертизе проектной документации рассматриваются следующие документы:

  • технико-экономическое обоснование (обоснование инвестиций);
  • исходные данные для проектирования;
  • рабочий проект (генеральный план, технологическая часть, автоматизация процесса, электротехническая часть и др.);
  • рабочая документация по разделам проекта.

3.1.3. Экспертиза промышленной безопасности осуществляется относительно:

  • проекта в целом;
  • отдельных частей проекта.

3.1.4. При экспертизе проектов проводится анализ и оценка:

  • оптимальности принятого технологического процесса в части его безопасности и надежности, обоснованность технических решений и мероприятий по обеспечению безопасности ведения работ, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • характеристик основных взрывопожароопасных и токсичных свойств сырья, полупродуктов, товарного продукта и отходов;
  • наличия и достаточности мероприятий, направленных на обеспечение безопасности проектируемого объекта;
  • возможности оперативного и безопасного отключения отдельных элементов или участков объекта для производства ремонтных и аварийных работ;
  • оптимальности применяемых в проекте решений по компоновке технологического оборудования;
  • безопасности и рациональности проектных решений по размещению зданий и сооружений;
  • применения новых технологий и материалов при проектировании объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
  • сравнения предлагаемого метода производства с другими известными методами в зарубежной практике;
  • автоматизированных систем управления технологическими процессами и систем оперативного управления, прогнозирования, обнаружения, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций;
  • условий обеспечения взрывобезопасности зданий и их вентиляции, возможности автоматического поддержания заданных параметров эксплуатации, управления, эффективности систем противоаварийной защиты и сигнализации;
  • эффективности систем резервирования для обеспечения бесперебойности технологических процессов в случае отключения систем энергоснабжения;
  • мероприятий по обеспечению контроля герметичности и выполнения требований по защите оборудования от коррозии, выполнение условий надежности;
  • выполнения требований взрывопожаробезопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям в зависимости от технологического назначения, системам приточно-вытяжной вентиляции, к контролю загазованности;
  • соответствия категории надежности энергоснабжения, уровня оснащенности контрольно-измерительными приборами и средствами противоаварийной защиты нормативным требованиям;
  • оптимальности выбора основного и вспомогательного оборудования, его компоновки и схем обвязки, оснащения запорной, регулирующей арматурой, предохранительными устройствами и системами автоматического управления, регулирования, защиты, сигнализации, контроля и учета, уровня взрывозащищенности электрооборудования;
  • обеспечения безопасности эксплуатационного персонала, достаточности мер по локализации и ликвидации последствий аварий.

3.2. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах

3.2.1. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а также:

  • при отсутствии паспорта на техническое устройство;
  • при выработке установленного проектом расчетного срока эксплуатации или количества циклов нагружения;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • при воздействии на техническое устройство в процессе эксплуатации факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление, внешние силовые нагрузки и др.) в результате нарушения регламентированного режима работы;
  • при проведении ремонтно-сварочных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства;
  • по требованию органов Госгортехнадзора России.

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.2002 N 43 (зарегистрировано Минюстом России 05.08.2002, N 3665).

3.2.2. Экспертиза технических устройств предусматривает оценку соответствия технологического оборудования, агрегатов и механизмов, технических систем и комплексов, приборов и аппаратуры требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также оценку технического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

3.2.3. Перечень документации, используемой при экспертизе технических устройств, применяемых на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (в общем виде), включает:

  • паспорт технического устройства;
  • акт приемки технического устройства в эксплуатацию;
  • акты испытаний, проводимых в процессе эксплуатации технического устройства;
  • сертификаты соответствия (при наличии);
  • акты, отчеты о выполненных работах при проведении капитальных ремонтов и реконструкции технического устройства;
  • технические условия на изготовление;
  • комплект чертежей с указанием основных технических решений и всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект технического устройства;
  • проектные данные, устанавливающие технологические параметры эксплуатации технического устройства, оснащения его средствами контроля и безопасности, автоматического регулирования технологических параметров;
  • акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технического устройства;
  • документы, отражающие фактические технологические параметры работы оборудования;
  • заключения ранее проводимых экспертиз промышленной безопасности данного технического устройства и сведения о выполнении рекомендаций, направленных на обеспечение его безопасной эксплуатации;
  • документы, подтверждающие сроки эксплуатации технического устройства, периодичность проведения экспертизы и методики оценки его технического состояния.

3.2.4. Процедура проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств состоит из следующих основных этапов:

  • предварительный этап;
  • натурное обследование объекта (работа выполняется на производственной площадке Заказчика):
  • работа с документацией;
  • испытания объекта (в том числе неразрушающий контроль в требуемом нормативно-технической документацией объеме);
  • анализ результатов контроля и испытаний;
  • оформление, согласование и утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • составление предварительного решения по результатам экспертизы, включающего перечень мероприятий, которые необходимо провести для ее завершения;
  • составление и оформление отчетных документов и приложений;
  • составление, согласование и утверждение заключений экспертизы промышленной безопасности.

3.2.5. Предварительный этап

Предварительный этап включает в себя рассмотрение письменной заявки Заказчика работ, содержащей первичную информацию об объектах экспертизы:

  • тип, название, идентификационное отличие (рег. N, инв. N и пр.);
  • технологическое назначение;
  • параметры работы (давление, температура, среда);
  • сведения о конструкции (размеры, материал, способ изготовления);
  • причина, вызвавшая необходимость проведения экспертизы.

Переговоры от экспертной организации ведут ее руководитель или иное лицо, его замещающее, ведущий эксперт (или эксперт), а со стороны Заказчика - руководитель или иное, уполномоченное руководством лицо.

По соглашению сторон результаты переговоров должны быть зафиксированы в рабочих записях.

Результаты переговоров являются исходной информацией для составления программы работ и календарного плана работ, в которых должна содержаться следующая информация:

  • перечень объектов экспертизы, их назначение и основные характеристики;
  • перечень необходимых документов, которые должен предоставить Заказчик Исполнителю в процессе проведения экспертизы.

3.2.6. Выполнение работ по натурному обследованию объекта

Выполнение натурного обследования объекта экспертизы проводится в соответствии с программой, согласованной Заказчиком и утвержденной в установленном порядке, при соблюдении нормативных и методических документов в области промышленной безопасности, государственных и отраслевых стандартов, технических условий и других документов, регламентирующих порядок выполнения работ по отдельным видам обследования.

3.2.6.1. В процессе выполнения экспертизы допускается обоснованная Исполнителем корректировка программы, если внесенные им изменения не противоречат требованиям применяемой при экспертизе нормативной документации. При необходимости корректировку порядка контроля объекта проводит эксперт, ответственный за проведение экспертизы.

Корректировка программы без дополнительного согласования с территориальными органами Госгортехнадзора России допускается в случаях, если:

  • изменения не приведут к ухудшению качества выполняемой работы и не повлияют на достоверность результатов;
  • по результатам выполнения работы по отдельному виду обследования появляются новые обстоятельства, не учтенные при разработке программы;
  • один или несколько предусмотренных в программе видов испытаний заменены на другие, сопоставимые по информативности и достоверности результатов;
  • при выполнении работ по отдельному виду контроля возникает необходимость замены некоторых технических средств и методов контроля на другие, не указанные в программе. При этом исполнитель работ должен в отчетных документах обосновать правомерность такой замены.

3.2.6.2. Допускается вносить изменения в календарный план, если перенос сроков окончания работ по экспертизе не требует продления установленного правилами по безопасной эксплуатации объекта экспертизы срока проведения его очередного технического освидетельствования (ревизии).

3.2.6.3. В случае невозможности проведения какого-либо из обязательных видов испытаний объекта при проведении экспертизы и составления заключения экспертизы промышленной безопасности допускается в обоснованных случаях использовать результаты его предыдущего испытания без внесения изменений в программу.

Если срок проведения испытаний объекта совпадает по времени с необходимостью проводить его очередное техническое освидетельствование (ревизию), то по результатам испытаний (до окончания работ по экспертизе) экспертом делается запись в техническом паспорте о результатах технического освидетельствования.

3.2.6.4. Если в процессе проведения экспертизы выявлены отдельные нарушения, несоответствия или дефекты, препятствующие выдаче положительного заключения, но не требующие экстренного вывода объекта экспертизы из эксплуатации, Исполнитель должен уведомить Заказчика в течение 2-х недель с момента выявления данного факта. Кроме того, Исполнитель может рекомендовать перечень мероприятий по приведению объекта в соответствие требуемой норме. После разработки Заказчиком и согласования плана проведения мероприятий по устранению выявленных недостатков может быть выдано положительное экспертное заключение с указанием сроков выполнения всех компенсирующих мероприятий по приведению объекта экспертизы в соответствие предъявляемым к нему требованиям.

3.2.6.5. Если получены данные, свидетельствующие о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта без проведения ремонтных работ, объект немедленно должен быть выведен из технологического цикла и эксплуатация его должна быть временно прекращена. Информация о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта экспертизы передается в органы Госгортехнадзора России.

3.2.7. Оценка результатов экспертизы

3.2.7.1. Анализ полученных результатов обследования объекта (в том числе испытания на прочность и контроля неразрушающими методами) рабочая группа экспертов осуществляет в процессе их проведения в соответствии с действующими нормами по конкретному виду работ.

3.2.7.2. После проведения всех работ по натурному обследованию объекта экспертизы Исполнитель выдает Заказчику замечания, выявленные в результате обследования.

3.2.7.3. Заказчик официально информирует Исполнителя об устранении выявленных замечаний.

3.2.7.4. После проверки информации Заказчика об устранении замечаний по результатам экспертизы и обобщения всех результатов экспертная организация оформляет проект заключения экспертизы промышленной безопасности и направляет его Заказчику.

3.2.7.5. Если в результате экспертизы установлено, что объект экспертизы не соответствует требованиям нормативно-правовых и нормативно-технических документов, то экспертная организация оформляет отрицательное заключение по объекту, о чем информирует орган Госгортехнадзора России.

3.2.7.6. Отчетные материалы по отдельным видам работ оформляются согласно требованиям соответствующего нормативного документа на данный вид работы и приводятся в приложении к заключению экспертизы промышленной безопасности.

3.3. Экспертиза зданий и сооружений на опасных производственных объектах

3.3.1. Экспертиза зданий и сооружений проводится в следующих случаях:

  • при выработке зданий и сооружений установленных проектом или другими документами сроков службы;
  • при воздействии на здание (сооружение) внешних воздействий (землетрясение, пожар, взрыв);
  • периодически в процессе эксплуатации;
  • по требованию органов Госгортехнадзора России.

3.3.2. Экспертиза зданий и сооружений на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности должна включать:

  • проверку соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
  • определение пространственного положения строительных конструкций, их фактических сечений и состояния соединений;
  • уточнение фактических и прогнозируемых нагрузок;
  • определение физических свойств материалов конструкций;
  • поверочный расчет конструкций с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций.

3.3.3. При проведении экспертизы зданий и сооружений на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности подлежит рассмотрению:

  • проектная документация и акт приемки здания (сооружения) в эксплуатацию;
  • сертификаты, технический паспорт, удостоверяющие качество конструкций и материалов;
  • акты расследования аварий и нарушений технологических процессов, влияющих на условия эксплуатации зданий (сооружений);
  • заключения экспертизы промышленной безопасности ранее проводимых экспертиз в части выполнения указаний, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации;
  • установленные нормативные сроки эксплуатации и периодичность проведения экспертизы их технического состояния;
  • документы о текущих и капитальных ремонтах, реконструкциях строительных конструкций здания (сооружения) и другая эксплуатационная документация.

3.3.4. На основании вышеперечисленных материалов проводится анализ и оформляются заключение экспертизы промышленной безопасности о техническом состоянии строительных конструкций, рекомендации и мероприятия по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

3.4. Экспертиза документации, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов

3.4.1. Данный вид экспертизы проводится с целью независимой оценки соблюдения организациями требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта и выполнения лицензионных требований и условий, установленных соответствующими положениями о лицензировании.

3.4.3. При экспертизе рассматриваются и оцениваются документы, подтверждающие соблюдение организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, а именно:

  • соответствие штатного расписания установленным требованиям по укомплектованию рабочих мест необходимым персоналом на опасном производственном объекте;
  • установление в организациях порядка допуска к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний, а также контроля за соблюдением этого порядка, в том числе при проведении подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • наличие на опасном производственном объекте нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих: правила безопасного ведения отдельных видов работ, технологических процессов на соответствующих рабочих местах;
  • порядок осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • организация необходимых мер, направленных на предотвращение проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц и порядок контроля их выполнения;
  • организация мер и наличие средств и порядка по ликвидации и локализации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • наличие договоров страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • порядок учета и анализа причин возникновения инцидентов на опасном производственном объекте, принятие мер по устранению указанных причин и профилактике инцидентов и контроль за их исполнением.

 

3.4.4. Оценка достаточности, качества разработки и соответствия документации, относящейся к эксплуатации опасного производственного объекта, осуществляется по соответствующим документам, представляемым заявителем по конкретным производствам, цехам или рабочим местам в соответствии с договором на проведение данной экспертизы.

3.5. Экспертиза деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

3.5.1. Экспертиза деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов проводится в порядке, установленном Правилами экспертизы деклараций промышленной безопасности, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 N 65 (зарегистрировано Минюстом России 01.10.99, N 1920), с изменением N 1, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.2000 N 61 (зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, N 2476), с учетом особенностей, присущих опасным производственным объектам химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

 

1549
Закладки
Комментарии 0

Никто пока не комментировал эту страницу.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Сейчас читают
Последние комментарии