В разделе «Теория» журнала «Энергоэксперт» №3 за 2021 год помещена статья «Испытания изоляции электрических машин». Уже при чтении аннотации к статье у меня возникли первые вопросы.
Во-первых, автор не обозначил читательскую аудиторию, которой адресована эта работа.
Для разработчиков и изготовителей электрических машин иллюстрация, приведенная на рисунке 3, не несет новой информации, а эксплуатирующий персонал, как правило, не имеет доступа к информации о конструкции обмоток. Кроме этого, в тексте статьи нет никакой информации о том, как надо испытывать электрические машины с обмотками другой конструкции.
Не могу не отметить чрезмерное увлечение автора термином надежность [1]. Установить, что хотел сказать автор статьи, написавший «…Надежный выбор ИЭМ определяет надежность и долговечность работы ЭМ в процессе эксплуатации…». невозможно.
Из-за путаницы в терминологии читатель не может отличить старение изоляции от её износа. С одной стороны, автор называет возникновение необратимых изменений в изоляции её старением, а сам процесс старения – износом. Тут же автор пишет, что есть и обратимые изменения, которые могут ликвидироваться в процессе эксплуатации. О таинственной эксплуатации, в процессе которой обратимые изменения самоликвидируются, автор потом ничего не пишет. Как не пишет и о том, что для устранения н некоторых обратимых изменений, например при излишнем увлажнении изоляции, электрическая машина должна быть выведена в ремонт для сушки изоляции.
Рассказывая о показателях состояния изоляции ЭМ, автор не указывает, что испытания ОБЯЗАТЕЛЬНО начинают с измерения сопротивление изоляции, причем температура окружающего воздуха должна быть не ниже +10оC [2].
Более того, автор нигде не упоминает о том, что показатели состояния изоляции обычно нормируют для определенного значения температуры, поэтому стандарты испытаний рекомендуют использовать формулы, приводящее полученный результат к нормированной температуре.
Рассказывая об аппаратном обеспечении «главных факторов оценки состояния ИЭМ» автор ограничивается упоминанием простого мегаомметра, не обратив внимания читателей на существование цифровых мегаомметров, автоматически отсчитывающих и запоминающих показания в нужные моменты времени.
Для персонала, эксплуатирующего ЭМ, цитируемый текст, рассказывающий о двух из главных факторов состояния изоляции ЭМ, явно недостаточен:
На мой взгляд не помешали бы пояснения, рассказывающие почему автором выбраны эти две характеристики. Ведь уровень частичных разрядов контролируют не у всех, а только у электрических машин среднего и высокого напряжения.
В этом разделе статьи даже не упомянуты современные цифровые приборы для диагностики частичных разрядов.
К сожалению, в публикации не произведено разделение видов испытаний изоляции электрических машин, производимых на заводе-изготовителе, на ремонтном предприятии и в ходе эксплуатации.
Абсолютно недостаточно нескольких фраз, написанных про динамические испытания ЭМ под нагрузкой с помощью комплекса SKF Baker Explorer 4000.
Во-первых, из заводского описания следует, что этот комплекс применим только для тестирования трёхфазных электродвигателей.
Во-вторых, в перечне функций этого прибора не указана возможность испытания изоляции двигателя на основе анализа спектра потребляемого тока.
Выводы, сделанные в конце статьи, не в полной мере относятся к тексту статьи.
Например, наличие рисунка, на котором показана система укладки двухслойной обмотки и сопровождающего его текста на позволяет утверждать, что в статье проведен анализ комбинированной изоляции ЭМ.
К сожалению, в выводах статьи содержится фраза, смысл которой невозможно установить – «Надежный выбор изоляции определяет надежность и долговечность работы ЭМ в процессе эксплуатации».
Нельзя признать выводом из материала статьи и такую фразу – «Разнообразные факторы приводят к старению и износу изоляции, снижая ресурс ЭМ».
И, наконец, остался без необходимых объяснений такой вывод - «…испытания высоковольтным импульсом позволяют, не снижая ресурса, выявить дефекты межвитковой изоляции…». О каком сохранении ресурса идет речь? Наличие дефекта межвитковой изоляции делает невозможным эксплуатацию ЭМ! Наверное, речь должна идти о другом, о том, что такие испытания оказывают минимальное воздействие на изоляцию и не снижают ресурс изоляции.
Литература
1 ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины и определения.
2 Контроль изоляции // [Электронный ресурс], режим доступа: https://rza.org.ua/glossary/read/Kontrol-izoljacii.html {размещена 07.11.2013 года:::7960 просмотров на 18.10.2021(7960/2933=2,71)}
3 Мегаомметр // [Электронный ресурс «Лексикон релейщика»], режим доступа: http://www.maximarsenev.narod.ru/slovar2/meg/meg.htm
Никто пока не комментировал эту страницу.