Как создают «первооткрывателей» в КамГУ им. Витуса Беринга

20 ноября в 18:55

Как создают «первооткрывателей» в КамГУ им. Витуса Беринга

«Лаборатория исследования региональных проблем системы образования Камчатского края» Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга совместно с Проектно-учебной лабораторией «Моделирование и оценка компетенций в высшем образовании» (Центр психометрики и измерений в образовании и Института образования)НИУ ВШЭ представили результаты совместной исследовательской деятельности в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» «Оценка и развитие человеческого потенциала в регионах со сложными природно-климатическими и географическими условиями удаленных территорий».В программе повышения квалификации приняли участие 40 преподавателей КамГУ им. Витуса Беринга различных специальностей - от историков до преподавателей физкультуры. «Внедрение активных методов обучения позволило нам переосмыслить традиционные педагогические практики. Интеграция техник критического мышления и инструментов обратной связи в образовательный процесс демонстрирует положительную динамику в освоении студентами необходимых профессиональных компетенций», – считает Ольга Ребковец, и.о. ректора КамГУ им. Витуса Беринга

Модели компетенций, вошедшие в программу «Первооткрыватели», были созданы по итогам опроса работодателей Камчатского края. Анализ высказываний респондентов показал, что молодым специалистам, работающим на полуострове, необходимы навыки мышления и принятия решений, способность решать комплексные проблемы, планировать сложную коллективную деятельность, а также компетенции в области саморегуляции и самоорганизации, в том числе, адаптивность и стрессоустойчивость. Особое внимание уделяется формированию позитивного отношения к Камчатскому краю.

По словам организаторов, представленные инструменты обучения активно применялись преподавателями и ранее. Программа помогла переосмыслить их использование для целенаправленного развития компетенций первооткрывателя и создать единый подход к их применению среди педагогов. «Результаты нашей работы показывают, что формирование компетенций в области принятия решений и организации коллективной деятельности требует системного подхода. Исследования, проведенные совместно с работодателями региона, подтверждают необходимость развития у студентов навыков адаптации к сложным природно-климатическим условиям Камчатского края», — рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии КамГУ Ольга Ширяева.

Обучение включало в себя серию мастер-классов по различным аспектам современной педагогики. Участники изучали темы эмоционального интеллекта, критического мышления и когнитивных искажений. Особый интерес у слушателей вызвали практические инструменты, такие как техника ABCD для проектирования образовательных результатов, игры на развитие критического мышления, и методы визуализации информации с помощью «облака слов».

«Мне очень понравилась одна из техник, разбивка студентов на группы - быстрый и эффективный подход. Раньше я, в основном, использовала фронтальные опросы, а теперь вижу, что можно организовать работу иначе, и это гораздо лучше работает. Такие прикладные инструменты очень ценны для нас», – рассказала одна из участниц программы.

«Для меня очень важным оказался разговор про критерии оценивания. Мы с коллегами много работаем над тем, чтобы студенты понимали, за что и как их оценивают. Сейчас я вижу, что наши критерии слишком объемные и широкие. После обучения стало понятно, как сделать их более простыми и понятными, написать человеческим языком. Например, не общие фразы про «способность анализировать», а конкретные действия - «определил 8 из 10 ключевых факторов», – поделилась другая участница интенсива.

Преподаватели сами выступали в роли студентов. Финальным заданием стала разработка собственных занятий с применением новых инструментов. Участники проводили их для коллег и получали обратную связь.

Одной из сложностей во время обучения слушатели назвали необходимость постоянного переключения между ролями студента и преподавателя. Это потребовало от участников программы дополнительной концентрации и рефлексии. Многие выразили пожелание получить более детальный методический разбор представленных техник для лучшего понимания их применения в собственной практике.

«Мы показывали, как эффективно применять активные методы обучения для формирования компетенций первооткрывателя. Преподаватели работали над проектированием образовательных результатов, практик развития этих компетенций, инструментов обратной связи, способов организации групповой работы», - пояснил суть программы заведующий лабораторией проектирования содержания образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко.

Сейчас идет обработка данных обратной связи от участников, включая интервью и опросники, заполненные после каждого дня обучения. На основе этой информации программа будет доработана. В планах - проведение дополнительных курсов для преподавателей КамГУ им. Витуса Беринга, а также запуск программы для студентов, которая будет включать блок занятий по региональной специфике Камчатки, на которых студенты познакомятся с уникальными особенностями их родного края.

Справка о КамГУ им. Витуса Беринга

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга – ключевое учреждение высшего образования в Камчатском крае и ДФО. Самый восточный университет страны, участник дальневосточного трека программы «Приоритет 2030». Цель региональной программы «Приоритет 2030. Дальний Восток» – обеспечить трансформацию университетов ДФО, повысить доступность качественного высшего образования, способствовать трудоустройству выпускников, содействовать социально-экономическому развитию Дальнего Востока. В структуру университета входят три факультета и отделение среднего профессионального образования. В КамГУ им. Витуса Беринга функционируют шесть научных лабораторий, что способствует развитию исследовательской деятельности. В университете обучается более 1500 студентов по десяткам направлений подготовки. Реализуется 17 магистерских и 39 бакалаврских программ, включая уникальные направления, такие как «Вулканология и сейсмология», «Этнолингвистика» и «Заповедное дело».

 

152
Закладки
Последние публикации
Комментарии 0

Никто пока не комментировал эту страницу.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Последние комментарии