Техническое обслуживание

7. Техническое обслуживание выключателя.

В процессе эксплуатации необходимо производить осмотры выключателя, текущие и капитальные ремонты.

Осмотры производятся оперативным, оперативно-производственным персоналом согласно карты-графика. При проведении осмотра необходимо:

  1. осмотреть выключатель и убедиться в отсутствии значительных загрязнений его наружных частей, особенно изоляционных деталей;
  2. проверить уровень масла в выключателе;
  3. убедиться в отсутствии течи масла через уплотнения полюсов.

Ежегодно необходимо выполнять текущий ремонт выключателя. Объем текущего ремонта:

  1. внешний осмотр выключателя с целью выявления дефектов. Проверка состояния втычных контактов, протирка изоляции;
  2. проверка состояния маслоуказателя, маслоспускных пробок. Проверка уплотнений нижней крышки и работы маслоуказателя. Регулировка уровня масла;
  3. проверка состояния контактной системы, замер переходного сопротивления. При необходимости произвести зачистку контактов;
  4. проверка состояния изоляционных штанг. Осмотр, проверка на отсутствие механических повреждений лакового покрова. Регулировка;
  5. Осмотр, очистка, смазка трущихся частей привода. Проверка на отсутствие дефектов. Мелкий ремонт привода. Регулировка;
  6. проверка состояния соединения цепей управления и контактов КСА, мелкий ремонт;
  7. опробование выключателя и привода при ручной заводке пружин привода и ручном включении и отключении МВ;
  8. в контрольном положении тележки МВ 6 кВ опробовать работу привода дистанционно, заводку пружин, проверить блокировку;
  9. оформление документации.

После проведения текущего ремонта вносятся снятые характеристики выключателя в ведомость ремонта выключателя, приведенную в Приложении №1: заполняются строки №№ 3,5,10,11,12,13,14,15.

Капитальный ремонт выключателя производится 1 раз в 6 лет для линейных присоединений, для выключателей, установленных в цепи трансформатора и СМВ – 1 раз в 8 лет. Для выключателей отработавших более 25 лет капитальный ремонт проводится 1 раз в 6 лет. Внеочередной капитальный ремонт выключателя производится после 3-х отключений токов, равных номинальному току отключения или при совершении 2000 циклов «включения-отключения» независимо от величины коммутирующих токов.

Основные работы при капитальном ремонте выключателя АК-10:

  1. внешний осмотр выключателя – выявление дефектов, определение объема работ, составление дефектного акта;
  2. слив масла, проверка работы маслоуказателя;
  3. проверка состояния изолирующих штанг, межфазных перегородок – снятие, осмотр, очистка, установка;
  4. разборка полюсов, дефектация и ремонт цилиндров полюсов;
  5. проверка состояния дугогасительных камер, подвижных контактов – снятие, проверка на отсутствие трещин, сколов, очистка, промывка, ремонт, регулировка;
  6. очистка, промывка неподвижных контактов, токосъемного устройства;
  7. очистка, проверка на отсутствие трещин, следов разрядов проходных изоляторов;
  8. замена уплотнений;
  9. дефектация и ремонт деталей рамы выключателя валов, механизмов полюса, рычага вала привода, отключающей пружины, тяг;
  10. дефектация, ремонт, очистка и смазка деталей привода;
  11. ревизия (ремонт) заводного механизма, механизма включения, блок-контактов, буфера;
  12. проверка состояния блок реле токовых магнитов, первичного вала, вала ручной заводки, блок-замка, основной и дополнительной пружин включения;
  13. регулировка выключателя, измерение скоростных характеристик, переходного сопротивления и др.;
  14. покраска выключателя, восстановление надписей, расцветки фаз;
  15. оформление документации.

После проведения капитального ремонта вносятся снятые характеристики выключателя в ведомость ремонта выключателя, приведенную в Приложении №1, заполняются все строки Приложения.

Осмотр контактов производится при помощи специального ключа для контакта в следующем порядке:

  1. выключатель отключается. Сливать масла не обязательно;
  2. отвинчиваются винты крышки полюса;
  3. крышка снимается легким постукиванием и приподнимается вертикально вверх, при этом следует следить за тем, чтобы не согнулся стержень маслоуказателя;
  4. штифты рукоятки ключа вставляются в оба отверстия держателя контакта и контакт вынимается;
  5. если нужно вынуть контактные пальцы, следует нажать их к центру контакта и одновременно тянуть наружу по оси контакта. Запрещается вынимать пальцы постукиванием, так как это может привести к их повреждению;
  6. выключатель включается, специальным ключом охватывается контактная наставка. Ключ притягивается к наставке, потом она отвинчивается, вращая ключ в направлении, обратно часовой стрелки.

Если контактные наставки обгорели, более указанного на рисунке 10, их нужно заменить.

Запрещается отключение выключателя, если контактная наставка снята. При этом существует вероятность выпадения пружины, находящейся в отверстии контактного стержня, кроме того, ролики нижнего розеточного контакта могут попасть над контактным стержнем;

  1. контактная наставка притягивается к ключу и ввинчивается в контактный стержень;
  2. замена контактных пальцев розеточного контакта имеющего предохрани ильную изоляционную втулку, производится после того, как выталкивающая втулка пружина ожимается при помощи цилиндрического стержня с диаметром меньшим диаметра втулки. Пальцы вынимаются описанным выше способом:
  3. верхний контакт к крышка вставляются в их места, крышка притягивается болтами таким образом, что зазор между ней и выводом был бы приблизительно равномерным.

 

Контактные элементы следует менять, если износ металлокерамической или медной контактной части контактных элементов не меньше износа, обозначенного на рисунке 10 черным цветом.

Дугогасительное устройство

Диски дугогасительного устройства должны быть заменены, если их износ под действием дуги достигнет 1 - 1,5 мм по сравнению с начальными размерами (увеличение отверстия диска у выключателя на номинальный ток 800 А с 22 мм на 25 мм, у выключателей на номинальный ток 1250 А и 2000 А - с 30 на 33 мм.

За износом следует следить по изменению размеров двух верхних дисков дугогасительного устройства, которые могут быть вынуты после отвинчивания верхнего вывода.

После замены дисков регулировка дугогасительной камеры может быть нарушена в результате производственных допусков толщины дисков. Она может быть нарушена также при замене следующих деталей: верхнего контактного вывода, держателя подвижного контакта, верхнего стеклоэпоксидного цилиндра, находящегося над камерой, и верхней крышки. Ввиду этого следует следить за тем, чтобы при проведении работ указанные детали не поменялись местами в разных полюсах.

Диски дугогасительной камеры вынимаются следующим образом. Гаечными ключами развинчиваются на несколько оборотов гайки обоих шпилек, притягивающее фланцы, крепящие полюс к раме. выключателя, а также болты рамы, крепящие фланцы к ней. Снимается верхняя крышка, держатель верхнего розеточного контакта, цилиндр дугогасительной камеры и верхний цилиндр. Сливается масло. Диски дугогасительной камеры вынимаются вверх, передвигая их параллельно образующей цилиндра.

Дугогасительная камера приведена на рисунке 11. В собранном виде по поверхности камеры проведена наклонная линия. В том случае, если диски поменялись местами, эта линия прерывается. Если некоторые из дисков заменены, после сборки камеры в соответствии с рисунком 11 желательно наклонную линию провести и через новые диски.

После замены дугогасительной камеры, размеры новой определяются при первоначальной разборке выключателя.

Монтаж дисков в выключателе производится в обратном порядке, начиная с самого нижнего диска. При этом вставляют полукруглую изоляционную направляющую, обеспечивающую, правильное положение дисков. Следует следить за тем, чтобы продувательный канал в верхнем диске остался на обратной стороне маслоуказателя, монтированного на верхнем выводе.

После этого необходимо затянуть шпильки и болты, укрепляющие полюс к раме выключателя. При этом необходимо убедиться, что полюсы не опустились вниз (расстояние от рамы до нижнего вывода указаны в габаритных чертежах) и проверить соблюдение регулировочных данных выключателя.

Регулировка выключателя

Регулировочные данные соответствуют следующим значениям (рисунок 13):

Тип выключателя А ± 0,5 В ± 2,5 С ± 2,5 D ± 6,5  
АК 10/400/8 155 321 233 395,5 50°
АК 10/600/12
АК 10/600/20
127 417 287,5 490 55°
полюс 127 417 287,5 490 55°
разъединитель - - 120 337,5 -

Расстояние А обеспечивается при необходимости замены привода. После его присоединения к раме, просверливаются отверстия для штифтов и вставляются штифты.

Расстояние Б обеспечивается при монтаже полюсов к раме или если по какой либо причине оно нарушено.

Регулировка хода подвижного контакта ( размеры С и D) производится путем изменения длины изоляционной штанги резьбовым соединением (увеличение длины соответствует уменьшению расстояния С), в пределах, указанных на рисунке 13. Размеры С и D проверяются когда сняты крышка полюса и держатель контакта. При этом в отключенном положении изоляционная штанга должна быть не натянута (в конечных положениях должен быть люфт).

 

Измерение скорости подвижных контактов.

Скорость подвижных контактов при включение и отключении определяются по виброграмме, снятой с помощью электромагнитного вибрографа с частотой колебаний пишущего пера 100 Гц или по осциллограмме регистратора хода подвижных контактов, снятой лучевым осциллографом.

Движение вибрографа передается при помощи стержня диаметром 6 мм., который укреплен резьбой к одному из резервных контактных наконечников, по оси которого должна быть сделана резьба М6. Этот же наконечник может быть использован позже в выключателе, для измерения скорости может быть применен использованный наконечник, на котором должна быть нарезана та же резьба. Длина стержня должна быть выбрана с учетом расстояний С и D (рисунок 13). Неподвижная часть вибрографа укрепляется на двух болтах к верхнему выводу выключателя.

Средняя скорость включения определяется на участке от 70 до 100 мм, от включенного положения выключателя, а средняя скорость отключения на участке спустя 35 мм., от начала движения при отключении до остановки подвижного контакта в крайнем нижнем положении. Скорости должны быть в следующих границах:

Выключатель Скорость отключения, м/с Скорость включения, м/с
АК 10/400/8 4,5 – 5,3 5,9 – 6,9
АК 10/600/12 4,5 – 5,3 5,4 – 6,4
АК 10/600/20 4,1 – 4,9 5,4 – 6,4

Регулирование привода ЗПМ 6000 – 9000.

Регулирование силы автоматического отключения рукоятки 1 (рисунок 3).

Регулирование силы, при которой рукоятка отключается автоматически осуществляется путем натяжения или ослабления нажатия пружины, монтированной в ручке, при помощи пластмассовой гайки.

Регулирование силы пружин включения 2.

Если необходимо регулирование силы пружин включения, нужно развинтить стопорную гайку на винте 6 и посредством ввинчивания или отвинчивания винта достигается необходимое натяжение пружин. После этого стопорная гайка натягивается.

Регулирование, момента прерывания электрической цепи электродвигателя 40

Момент прерывания электрической цепи электродвигателя регулируется путем расслабления четырех винтов кулачок 9 и его поворота в желаемом направлении:

  1. по часовой стрелке - если нужно более ранее прерывание цепи;
  2. против часовой стрелки - если нужно более позднее прерывание цепи.

После регулировки четыре винта снова стягиваются.

Регулирование зазора штанги отключения 31

Зазор 2-3 мм штанги отключения регулируется после расслабления контрирующих гаек.

Штангу ввинчивают или отвинчивают до получения необходимого зазора. После этого гайки снова стягиваются.

Регулирование привода ЗПМ 3000 (рисунок 4).

Регулирование микропереключателя 39.

Регулирование момента выключения цепи электродвигателя производится после расслабления гайки М 4. Если нужно более ранее прерывание цепи электродвигателя ролик 41 поворачивается вправо, при необходимости более позднего прерывания цепи - налево. После регулирования гайка М 4 завинчивается.

Регулирование натяжения пружины включения 14

Если нужно увеличить натяжение пружины включения, расслабляется верхняя гайка М 10 специального винта 15. Посредством двух взаимно застопоренных гаек винт ввинчивается. После этого верхняя гайка М 10 снова натягивается.

Регулирование устройства включения

Якорь электромагнита проходит расстояние 5-6 мм до начала воздействия на устройство включения.

Регулирование этого расстояние, а также зазора (1-2 мм) между рычагом ключа 31 и штанги электромагнита включения и зазора между пальцем 30 и штангой 29 (1 - 2 мм) осуществляется путем ввинчивания или отвинчивания винта 45, что возможно после снятия стопорной гайки. После регулирования гайка снова стягивается.

Регулирования устройства отключения.

Регулирование хода якоря электромагнита F до начала воздействия на устройство отключения (5 - 6 мм) и зазора между штангой электромагнита и рычагом ключа 31 (1 - 2 мм) осуществляется с помощью винта 49.

Зазор между штангой 47 и крючком 46 (2 + 2,5 мм) регулируется путем расслабления гаек М 5 и передвижением крючка в нужном направлении. Получив необходимый зазор гайки необходимо притянуть.

Ремонт

Ремонт отдельных узлов выключателя АК-10 производится описанным ниже способом.

Замена изоляционного цилиндра 22 (Рисунок 2) производится после снятия крышки, верхнего неподвижного контакта, верхнего вывода и дугогасительной камеры. Ключом для цилиндра отвинчиваются болты, стягивающие цилиндр к металлическому картеру и цилиндр снимается.

До монтажа цилиндра вставятся в нем металлический перстень для крепления цилиндра. Верхний вывод навинчивается и притягивается при помощи резинового или деревянного молотка. Цилиндр присоединяется к металлическому картеру болтами при помощи ключа для цилиндра, не притягивая болты, Поворачивая цилиндр относительно металлического перстня верхний вывод приводится на одну вертикальную линию с нижним выводом. Болты стягиваются, после чего отвинчивается верхним вывод.

Ремонт привода ЗПМ 6000 – 9000

Перед проведением любого ремонта привода необходимо снять переднюю крышку. Для этого нужно отвинтить 4 винта М 6. Для более крупного ремонта нужно снять еще верхнюю и нижнюю крышку, путем отвинчивания двух болтов М 6 х 35 и двух болтов М 6 х 25. Этим самым делаются доступными все детали привода.

Пружины включения

Разборка пружин включения 2 проводится если они не заведены, а включатель находится в отключенном положении.

Отвинчивается болт М 6 и снимается указатель положения 5. После этого снимаются охранное пружинное кольцо для вала Ø 25 и шайбы с оси 8, а также охранное кольцо для вала Ø 25, находящееся на оси 54 впереди связкой 3. Болт 6 отвинчивается до конца. Пружины снимаются постепенно и равномерно с обеих сторон с осей 54 и 8. Необходима осторожность и из-за предварительного натяжения пружин.

Сборка пружин включения привода осуществляется после снятия пружины отключения 23 и штанги к выключателю 24 . Узел В поворачивается рукояткой 1 вручную на один оборот пока ось 8 не займет ближайшее положение к оси 54. При этом положении комплект пружин включения прикрепляется к осям 8 и 54. Вставляются шайбы и пружинные кольца для вала. Стопорный винт ввинчивается до его начального положения. Вставляется пружина отключения 23 и предавательная штанга 24.

Редукторы

Производится снятие цепи 49.

Отвинчиваются два винта М 10 и пять винтов М 12.

Снимаются редуктор 42 и редуктор 43. Крышка редуктора 48 снимается путем отвинчивания четырех винтов М 5.

Для снятия крышки редуктора 42 выбивается пружинный штифт Ø5, вынимается звездочка и отвинчивается три болта М5.

Разборка узлов, находящихся между передней и задней плитами привода.

Если нужно снять главный рычаг 18, звездочку 7, рычаг включения 10, кулачок 17, необходимо отключить оперативное напряжение и для освобождения пружин произвести вручную операции "отключение" - "включение" - "отключение".

После этого следует демонтировать сигнальное устройство и клеммный ряд 52 и 53 путем отвинчивания двух болтов М 8 и контактора 51 - путем отвинчивания двух винтов М 4.

Снимаются следующие детали: штанга 24, пружины включения 2, пружины отключения 23, электрические провода к электромагнитам включения и отключения, цепь 49, штанга 32, штанга 33.

Отвинчиваются: три гайки М 16 на дистанционных шпильках крепящих плиты привода, винты с редуктора 43: один винт М 8 и два винта М 10, четыре винта М 12 связывающих держатель с передней плитой, один винт М 6 х 20 для снятия рычага 55.

После этих предварительных операций двумя работниками передняя плита снимается легким равномерным постукиванием вместе с кулачком 17 и звездочкой 7.

Сборка производится в обратном порядке.

Ремонт привода ЗПМ – 3000.

Перед началом любого ремонта привода необходимо снять обе крышки путем отвинчивания четырех винтов М 8 и освобождения пружин отключения от натяжения.

Редуктор

Электродвигатель отсоединяется от проводов. Отвинчиваются 3 винта М 5 и один М 8. 0твинчивается также 3 направляющие, следя за тем, чтобы не разместились подставленные шайбы. После этого редуктор 38 отсоединяется от пружины 4 и вынимается.

После отвинчивается четырех винтов М 4 снимается крышка редуктора. Снимается штифт шестерни, ее ось и сама шестерня. Червяк вынимается, после снятия штифта от оси электродвигателя. При этом положении возможно снятие электродвигателя путем отвинчивания трех винтов М 5, находящихся в червячной коробке.

Сборка производится в обратном порядке.

Ось А

Снятие оси А производится путем снятия редуктора 38. Снимается охранное пружина Ø20, после этого ось вынимается к задней плите привода.

Узел кулачок - звездочка В

Снимается цепь 7 через отверстие Ø 20, находящееся на задней плите вынимается охранное кольцо для отверстия Ø 15, которое находится на средней плите и поддерживает узел. Ось вынимается в сторону задней плиты, при этом необходимо снять винт со скрытой головкой, находящийся на передней плите на одной оси с осью узла, и через образовавшееся отверстие выбить ось узла в сторону задней плиты.

Сборка производится в обратном порядке.

Главная ось С

Снимаются пружины включения 14, пружины отключения 25 и рассоединяется предавательная штанга к выключателю.

Выбивается пружинный штифт Ø 5 на муфте 48. Выбивается конический штифт Ø 10 х 60 рычага 17. Указатель положения 35 вынимается и путем легкого постукивания подходящим инструментом, выбивается назад ось С.

Сборка осуществляется в обратном порядке.

 

3790
Закладки
Комментарии 0

Никто пока не комментировал эту страницу.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Последние комментарии