На прошлой неделе Барак Обама наказал ученым усиленно заняться разработкой технологий, которые позволят перевести большую часть автопарка страны на природный газ. Реакция последовала незамедлительно: Министерство энергетики США объявило конкурс, направленный на поиск простого и доступного способа превращение газа в жидкое топливо.
Америка активно работает над снижением зависимости от нефтепродуктов, уже давно находясь в поисках дешевого и эффективного топлива для автомобиля. До сих пор власти не были уверены, каким должно быть топливо будущего: электричество, биодизель или природный газ? По всей видимости, выбор сделан. Оно и понятно – за последние десять лет в США было добыто рекордное количество газа, да и цена снизилась – всего 100 долларов за кубометр. Даже в России (крупнейший в мире газодобытчик) цена выше – 120 долл. за кубометр. Чего уж говорить о Европе, где тот же объем газа продается за 280 долл.
Как топливо, природный газ предпочтительнее бензина. Благодаря высокому октановому числу (в среднем 105) он обладает более высокой антидетонационной способностью. В сравнении с бензином, газ горит при меньших концентрациях, то есть более «бедных» смесях. Отсюда возникает возможность путем изменения состава смеси регулировать мощность двигателя. В этом плане газ послушнее бензина. Добавим к этому меньший износ деталей, больший интервал замены масла и свечей, а также уменьшенные на порядок вредные выбросы.
Но, как часто бывает, есть и недостатки. Плотность газа в 1000 раз ниже плотности бензина, а значит, на борту автомобиля его должно быть во столько же раз больше. Чаще всего плотность газа увеличивают путем сжатия. Хранится сжатый газ в специальных баллонах под давлением. Громоздко, поэтому данный метод применяется в основном на грузовых автомобилях. Наиболее эффективным способом увеличения плотности газа является процесс низкотемпературного сжижения. В жидком состоянии газ увеличивает свою плотность в 600 раз. В таком виде его можно перевозить в специальных баках с давлением всего 6 атмосфер.
Сжиженный природный газ сам по себе не воспламеняем. Такая форма используется в основном для облегчения его транспортировки. Кроме того, при сжижении расходуется энергия – около 25% от количества, содержащегося в газе. Если американские ученые смогут решить проблемы дешевого и безопасного хранения сжиженного природного газа в баке машины, газовые автомобили получат мощный импульс к развитию, отодвинув электрический транспорт в сторону.
Никто пока не комментировал эту страницу.