Украинские атомщики создают систему управления ядерными знаниями

27 февраля 2012 в 12:00

Украинские атомщики создают систему управления ядерными знаниями

На площадке Южно-Украинской АЭС прошла рабочая встреча с участием представителей МАГАТЭ, дирекции НАЭК «Энергоатом», специалистов всех действующих украинских атомных станций, а также ОП «Атомремонтсервис».

Главной задачей мероприятия было подведение итогов внедрения проекта МАГАТЭ по созданию в Украине системы управления знаниями и определение планов по дальнейшему развитию данного направления деятельности.

По определению Международного агентства по атомной энергии, управление знаниями – это интегрированный, системный подход к процессу идентификации, получения, преобразования, развития, распространения, использования и сохранения знаний, значимых для достижения поставленных целей в ядерной отрасли, а также обеспечения общего доступа к ним. На проблему управления знаниями в ядерной отрасли МАГАТЭ обратило пристальное внимание в 2002 году, когда стало очевидным, что мировая атомная энергетика в скором будущем может столкнуться с проблемой старения персонала и, как следствие, с возможной утратой ключевых знаний и компетенций.

По данным, приведенным в ходе совещания на ЮУАЭС экспертом МАГАТЭ Анатолием Толстенковым, уже сегодня  дефицит специалистов в области атомной энергетики по всему миру составляет примерно 100 тысяч. «Чтобы эксплуатировать такие высокотехнологичные установки как атомный реактор, нужны знания и опыт, который нарабатывается годами, - подчеркнул эксперт. - Поэтому очевидно, что необходимы специальные методологии и усилия по передаче знаний. Нужна мотивация, чтобы  уменьшить разрыв между старшим поколением и молодыми. Это очень важное начинание. Иначе энергетика встанет».

Задача сохранения и передачи ядерных знаний новым поколениям и новым странам касается безопасной эксплуатации действующих и новых АЭС в течение 60 лет (трех поколений специалистов). Принимая во внимание глобальность проблемы, МАГАТЭ разработало и ввело в действие программу по управлению и сохранению ядерных знаний. В ее рамках в 2009-2011 гг. реализовывался проект по совершенствованию управления знаниями в ядерной отрасли применительно к АЭС Украины. Система управления знаниями объединяет три основных компонента: людей, процессы и  информационные технологии.

Подводя итоги трехлетней работы, начальник отдела подготовки персонала НАЭК «Энергоатом» Михаил Слободчук заметил: «Сегодня можно говорить о том, что сформированы подходы к созданию системы управления знаниями в виде выявления критических знаний и их носителей, завершается работа по созданию нормативной базы, создан информационный портал, где будет размещаться информация, связанная с системой управления знаниями».

Для успешного внедрения проекта на украинских атомных площадках проведена серия специальных обучающих семинаров, в ходе которых эксперты МАГАТЭ представляли методику, созданную на основе опыта разных стран в данной области, знакомили с примерами ее реализации в некоторых европейских государствах.

В ходе совещания в ОП ЮУАЭС украинские атомщики не только подводили итоги, но и обсуждали планы на будущее. Учитывая важность проблемы, они продолжат работу над созданием и совершенствованием системы управления знаниями в рамках нового двухлетнего проекта, рассчитанного на 2012-2013 гг. По словам М. Слободчука, в ближайшее время компания намерена ввести в действие стандарт системы управления знаниями. В числе других работ будет продолжена разработка структуры информационного портала и его программного обеспечения, предприняты усилия по его наполнению. Портал будет доступен для всех подразделений компании, на нем будет сформирована общая база знаний, необходимая для обучения и поддержания квалификации персонала, а также  получения различной информации, связанной с работой АЭС. 

Что касается Южно-Украинской АЭС, то на совещании ее специалисты представили наработки сразу по нескольким компонентам системы управления знаниями – комплект поддерживающих систему документов, информацию об использовании опыта с учетом человеческого фактора, данные о внедрении автоматизированных систем по разработке и сопровождению учебных материалов. Участники семинара договорились обмениваться своими наработками, а также использовать поддержку МАГАТЭ, чтобы ускорить процесс внедрения управления знаниями на каждой площадке.

313
Закладки
Комментарии 0

Никто пока не комментировал эту страницу.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Последние комментарии
В очередном сочинении известного специалиста то и дело можно встретить стандартную фразу, например, такую:

«... различают активные и пассивные методы защиты МУРЗ (иков- добавлено мною) от ПДВВ»
На самом деле впервые об активных и пассивных методах известно давно и совсем из иных публикаций.
Но важно не это. Важно, что к пассивным МЕТОДАМ известный специалист относит ФИЛЬТРЫ (предмет) и, конечно же, ШКАФЫ (тоже предмет).
Используем самоцитирование и посмотрим, как написано об активной и пассивной настраиваемости (свойстве объекта) в широко известном учебнике, выдержавшем три издания (1975, 1982, 1988, издательство «Судостроение» (см. http://seaspirit.ru/marine_books/nastrojka-apparatury-i-sistem-sudovoj-elektroavtomatiki.html)
«Совокупность всех качеств систем автоматики, характеризующих её приспособленность к процессу настроечных работ, принято называть настраиваемостью.
Настраиваемость системы автоматики обеспечивается на разных этапах её создания. Если настраиваемость обеспечивается в период проектирования, когда для придания этих свойств приходится изменять схемное и аппаратное решение, то её называют активной.
Настраиваемость, придаваемую системе автоматики в период технологической подготовки производства настроечных работ называют пассивной, так схемные и аппаратные решение системы автоматики остаются неизменными.»

Почувствуйте разницу!

Оригинальный текст размещен здесь (см. https://rza.org.ua/blog/a-228.html)
Комиссия Российской академии наук пришла к выводу, что научная литература в стране пронизана плагиатом, самоплагиатом и «гостевым авторством».

Российские академические журналы отзывают более 800 научных статей после расследования случаев недобросовестной публикации, сообщает Znak.com.

Комиссия Российской академии наук пришла к выводу, что научная литература в стране пронизана плагиатом, самоплагиатом и «гостевым авторством».

Оказалось, что отечественные авторы часто повторно публикуют свои работы — нашлось более 70 тыс. подобных статей.

Также были выявлены случаи «неясного авторства» — академиков, являющихся авторами одной версии статьи, но не другой.

В итоге комиссия РАН попросила 541 журнал отозвать более 2,5 тыс. статей. Восемь журналов следовать рекомендации отказались.
Цитируется по https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fmr-7.ru%2Farticles%2F213133%2F&d=1&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews