В журнале «ЭнергоЭксперт» в рубрике «Быть в курсе. Энерджинет» опубликована статья коллектива авторов под названием
«ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА»
По странному стечению обстоятельств в день, когда я начал рецензию на эту статью, в акваторию Невы вошёл катамаран Energy Observer (см. рисунок), обшитый сверху солнечными батареями, оборудованный двумя высокими вертикальными крылоподобными складывающимися ветрогенераторами и установкой расщепления воды.
Установка выделяет из воды водород, ставший третьим источником энергии для судна длиной 30 метров.
Проект капитана Викторьена Эрюссара и режиссера-документалиста Жерома Делафосса поддержан Евросоюзом, ЮНЕСКО и Международным агентством по возобновляемым источникам энергии – IRENA.
Ещё одна новость этих дней - фирма АВВ поставит оборудование для первого речного судна на водородном топливе, которое будет построено в 2021 году. Материал размещен в этом номере журнала непосредственно за рецензируемой статьей, как пример зарубежного опыта.
В настоящее время многие зарубежные автомобильные фирмы серийно выпускают автомобили, работающие на водородном топливе, в зарубежных странах есть заправки для автомобилей, работающих на водородном топливе. Например, китайские специалисты заявили о выпуске водородомобиля Grove Obsidian с запасом хода 1000 км, заправка которого происходит за 3 минуты.
В Германии поезд на водородных топливных элементах в 2018 году совершил первый пробный рейс.
В Южной Корее работает электростанция на водородных топливных элементах
Что же можно прочесть об отечественных разработках, связанных с водородным топливом?
Набрав в поисковике фразу «водородное топливо» можно найти информацию о том, что водородное топливо использовали для автомобилей в блокадном Ленинграде. Многим жителям моего города памятны фильмы, в кадрах которых были видны аэростаты заграждения в питерском небе. Эти аэростаты были наполнены водородом, который производился на заводах города, в частности на Сталепрокатном заводе, расположенном рядом с Балтийским заводом на 25 линии Васильевского острова.
Несколько десятилетий назад в ЦНИИ СЭТ было создано направление по «внедрению» водородного топлива на кораблях и судах, но о результатах этого «внедрения» информации нет.
Вернусь к рецензируемой статье. В ней нет информации об объёме выпускаемого российскими предприятиями в 2019 году водородного топлива, а моя попытка узнать, хотя бы ориентировочно, объем производимого в России водорода, окончился тем, что была найдена демонстрационная версия отчета [1] в которой написано:
«В отличие от других промышленных газов водород в России практически не является товарным продуктом:
чаще всего он вырабатывается и используется на одном и том же предприятии.
Объем мирового производства водорода оценивается в XX млн т.
Доля России составляет примерно XX%.» {2}.
Отмечу, что в обзоре [1] указано – в 80-х годах прошлого века общий объем производства водорода в СССР составлял около 3 млн т. в год. Более тщательный поиск позволил мне узнать, что объем рынка водорода в России в 2016 г. составил 93 тыс. 276,7 т, что эквивалентно $6,81 млрд. Рост более, чем существенный.
В этом же отчете названы 5 главных игроков на мировом рынке водородного топлива и среди них нет ни одного российского предприятия. Ни одной российской компании нет и в числе мировых производителей ёмкостей для хранения водорода, а также и оборудования для производства водорода.
При отсутствии в ближайшем будущем реальных перспектив появления отечественных автомобилей, судов, поездов, электростанций и других подобных потребителей водородного топлива, вполне понятно желание переключиться на экспорт этого топлива и занять 10-15% глобального рынка к 2030 году.
Начну с того, то авторы ничего не говорят о том, как будет организовано товарное производство водородного топлива. Основной упор в статье сделан на наличие в России ресурсов воды и электроэнергии, что, по мнению авторов, позволит занять значительную долю на мировом рынке водородного топлива.
При этом в статье нет конкретных указаний на технологии, которые будут использованы для получения водорода. Нельзя забывать, что для получения водорода сейчас используют импортное оборудование и технологии, поэтому в условиях действия многочисленных санкций вряд ли стоит рассчитывать на свободное их приобретение на зарубежных рынках.
Значение современных технологий и оборудования нельзя преуменьшить. Например, для прокладки трубопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2» используют судно Pioneering Spirit, принадлежащее швейцарской компании Allseas.
Авторы статьи пишут о том, то инфраструктура водородной энергетики аналогична инфраструктуре сжиженного природного газа. Здесь уместно отметить, что практически всё технологическое оборудование завода «Ямал СПГ» изготовлено зарубежными компаниями.
На какие же положительные свойства водородного топлива ориентируются авторы статьи? Прежде всего на декарбонизацию транспорта и электроснабжения.
По мнению специалистов, что при переходе на водородное топливо декарбонизация проявляется прежде всего в сфере использования водородного топлива. По причине отсутствия отечественных потребителей водородного топлива, эффект декарбонизации будет проявляться там, куда предполагают поставлять этот вид топлива.
К сожалению, в статье ничего не сказано о том, что же будет побуждать зарубежных потребителей покупать водородное топливо у России. Достаточно обратить внимание на неоднозначную ситуацию с продажей природного газа в Европу и Китай, чтобы предположить возникновение подобных проблем на рынке водородного топлива.
В статье нет информации об экономической стороне перехода на водородное топливо. Для иллюстрации приведу информацию о стоимости водородного топлива для автомобиля, приведенной к пробегу на расстояние 100 км:
«Сейчас рыночная цена на газ - $8.96 {1} за эквивалент галлона бензина, 0.997 кг (данные за октябрь 2014 г.). Бак Toyota Mirai вмещает 5 кг водорода. Таким образом, одна заправка обошлась бы вам в $45 и её хватило на 480 км по методике тестирования EPA (данные ещё не проверены EPA, но вряд ли эта цифра окажется больше), что выливается в $9.38 за 100 км. Для сравнения, Toyota Prius проедет те же 100 км, потратив $2.76, а Tesla Model S - $2.99, если использовать ту же методику EPA и текущие средние американские цены».
Предусмотреть все сложности, которые могут возникнуть при радикальном расширении производства, невозможно. Например, на фоне всеобщего оптимизма, сопровождающего внедрение электромобилей, раньше совершенно не рассматривалась резко возросшая потребность в меди и других материалах для их выпуска.
Конечно, предусмотреть ответы на все сложности, которые возникнут при выходе на глобальный рынок водородного топлива, невозможно. Но хотя бы обозначить их необходимо. Как необходимо сказать хотя бы несколько слов о развитии потребителей водородного топлива в России.
Совершенно не рассмотрены в обзоре источники финансирования и стимулы, которые будут поощрять не только производство водородного топлива для поставки на экспорт, но и поощрять развитие потребления внутри страны.
Как тут не обратить внимание на расширение экспорта природного газа в сопредельные страны и стагнацию внутреннего рынка. Более того, после нескольких аварийных ситуаций с бытовым газом принимают меры для запрета его использования в быту под тем предлогом, что повышение безопасности, применение разного рода датчиков утечки бытового газа «слишком» дорого.
И ещё. Фирма Toyota недавно передала свои патенты по топливным элементам в открытый доступ всем желающим. Не хочется думать, что это признание неэффективности данной технологии.
Литература.
1 Обзор рынка водорода и оборудования для его производства в России
2 Чубайс: если жить на газе следующие 150 лет, мы будем ездить на лошадях, а весь мир — на автомобилях.
______
{1} На рынке России можно купить водород газообразный, марка А, по ГОСТ 3022-80 (99,99%), 40 л (6,3 м³) за 3120 рублей.
{2} Заявленная стоимость отчета – 60000 рублей.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.