Опубликован новый Дайджест изменений законодательства в сфере энергохозяйства от 30 сентября 2015 г.
Утвержден Административный регламент Минэнерго России по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям, расположенным в поселениях, городских округах с населением 500 тыс. человек и более, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Услугу предоставляет Департамент оперативного контроля и управления в электроэнергетике.
Заявителями являются юрлица или ИП, осуществляющие деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в отношении которых осуществляется госрегулирование тарифов (цен).
Приведена форма соответствующего заявления и перечень прилагаемых к нему материалов. В частности, это пояснительная записка с описанием функционирования систем теплоснабжения, эксплуатационные температурные графики, расчеты и документы, обосновывающие значения нормативов.
Они направляются в письменной форме на бумажном и электронном носителях или в электронной форме через Единый портал госуслуг.
Срок предоставления услуги по общему правилу составляет составляет 60 дней, срок направления результата - 5 дней с даты принятия решения об утверждении нормативов или об отказе в этом.
Приказ 2007 г. об утверждении Административного регламента Минпромэнерго России по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии признан утратившим силу.
Скорректированы Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Объекты инженерно-технического обеспечения могут быть выкуплены (предназначены к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках федеральной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Закреплено, что в случае передачи таких объектов регулируемой организации в аренду или лизинг размер арендной платы или лизингового платежа, учитываемый при установлении тарифов, определяется равным величине, установленной в договоре аренды или лизинговом соглашении.
Также необходимые изменения внесены в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Обновлён Порядок расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии.
Отменён приказ Минпромэнерго России от 22 февраля 2007 г. N 49 "О порядке расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договорах энергоснабжения)"
Регламентирована процедура рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение чиновниками порядка выдачи разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Речь идет о жалобах на нарушение сроков осуществления разрешительных процедур в строительстве и предъявление незаконных требований.
Также прописан порядок рассмотрения жалоб на незаконные действия организаций, эксплуатирующих сети (территориальных сетевых организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и газоснабжающих организаций).
Уточнена ответственность за нарушение правил недискриминационного доступа к сетям. За повторное нарушение возможна дисквалификация должностного лица.
Вводится административная ответственность для чиновников за нарушение порядка осуществления процедур в строительстве.
Кроме того, предусмотрены дополнительные основания продления срока подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка. Это направление проекта плана на публичные слушания и выявление противоречий в представленных документах.
Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования.
Законом уточнен порядок обжалования и рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации при осуществлении в отношении юридических лиц и индиидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
Также внесены изменения в ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, изменено наименование статьи с "Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения" на "Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения". Согласно новой редакции статьи, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 40 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб. Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до 3-х лет, на юридических лиц - от 600 тыс. до 1000 000 руб.
Исполнитель коммунальных услуг (далее - ИКУ) обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится ИКУ и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ИКУ обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения. Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с ИКУ в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед ИКУ в лице управляющей организации.
Правительство РФ издало распоряжение, которым вносятся изменения в план-график издания нормативно-правовых актов для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации.
В новой редакции изложен план-график издания нормативных правовых актов для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса России.
Поставлено 7 задач. Среди них - повышение качества энергоснабжения и обслуживания потребителей; оптимизация сетевой инфраструктуры; снижение величины перекрестного субсидирования в тарифе на передачу электроэнергии; увеличение инвестиций.
Подписан Указ об упразднении Федеральной службы по тарифам и передаче её функций Федеральной антимонопольной службе
Решено упразднить Федеральную службу по тарифам. Ее функции передаются ФАС России.
Такое решение принято в целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования.
В структуру федеральных органов исполнительной власти внесены соответствующие коррективы.
Указ вступает в силу со дня его подписания
Скорректированы правила поставки газа в Российской Федерации. Изменения, в частности, затронули учет объема ресурсов.
Изменения, в частности, затронули учет объема ресурсов. Так, установлено, что он осуществляется в порядке, утвержденном Минэнерго России. Ранее предусматривалось, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами передающей стороны (с оформлением определенного документа).
Исключено упоминание о контрольно-измерительных приборах, применяемых для учета. Предусмотрено использование средств измерений. Монтаж, эксплуатация и поверка последних проводятся в порядке, устанавливаемом законодательством об обеспечении единства измерений.
Утрачивает силу положение о том, что единица измерения объема газа определяется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
Верховный Суд РФ издал определение по вопросу правомерности принятия сетевой организацией к вычету НДС, предъявленного поставщиком электроэнергии (в рамках приобретения сетевой организацией электроэнергии для компенсации сверхнормативных потерь в сетях)
В отношении количества энергии, не дошедшей до потребителей, электросетевая организация по отношению к энергоснабжающей организации выступает в качестве потребителя, приобретающего электроэнергию по регулируемым тарифам (ценам) с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для осуществления операций, облагаемых НДС, – оказания услуг по передаче электрической энергии. Таким образом у электросетевой организации возникает обязанность по уплате стоимости энергии на основании статьи 544 Гражданского кодекса.
В данном случае происходит передача на возмездной основе права собственности на электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, как на необходимую составную часть материальных затрат для осуществления электросетевой организацией деятельности по передаче электрической энергии, что является объектом налогообложения НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса. По этой причине налогоплательщик (электросетевая организация) обоснованно воспользовался правом на вычет по НДС. Данная правовая позиция согласуется с выводами Министерства финансов Российской Федерации, приведенными им в письме от 29.09.2014 № 03-07-15/48602, где указано следующее. Поскольку услуги по передаче электроэнергии являются операциями, облагаемыми налогом на добавленную стоимость, а приобретение электроэнергии для компенсации сверхнормативных потерь в сетях непосредственно связано с этой деятельностью и осуществляется в силу прямого указания закона, сетевая организация вправе принять к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиком электроэнергии
Продлевается срок действия программы поддержки ветрогенерации на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Это позволит поддержать необходимый уровень конкуренции на рынке ветроэнергетики и проинвестировать развертывание нового производственного оборудования для ветроэнергетики
Это позволит поддержать необходимый уровень конкуренции на рынке ветроэнергетики и проинвестировать развертывание нового производственного оборудования для ветроэнергетики
Подготовлено Минэнерго в соответствии с комплексом мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии (утверждён распоряжением Правительства от 4 октября 2012 года №1839-р) и во исполнение поручения Правительства России.
Подписанным распоряжением продлевается срок действия программы поддержки ветрогенерации на оптовом рынке электрической энергии и мощности без увеличения общего объёма ввода объектов ветрогенерации и корректировки требований по локализации генерирующего оборудования, используемого при строительстве и проектировании таких объектов.
Кроме того, установлены величины предельных капитальных и эксплуатационных затрат на производство электрической энергии квалифицированными генерирующими объектами, производящими электроэнергию с использованием возобновляемых источников энергии и функционирующими на розничных рынках электрической энергии.
Документ направлен на поддержание необходимого уровня конкуренции на рынке ветроэнергетики и проинвестировать развёртывание нового производственного оборудования для ветроэнергетики.
Принятые решения позволят достигнуть значений целевых показателей объёма производства и потребления электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии и реализовать механизм продажи электроэнергии сетевым организациям
Предельные максимальные уровни цен на мощность для проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности на 2016 год установлены на уровне показателей 2015 года
В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности (утверждены постановлением Правительства от 27 декабря 2010 года №1172) решение об установлении предельных максимальных уровней цен на мощность для проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности на 2016 год должно быть принято Правительством России в срок до 1 августа 2015 года.
Подписанным распоряжением установлены предельные максимальные уровни цен на мощность для проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности на 2016 год на уровне показателей 2015 года, равных 133000 руб./МВт в месяц для первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности и 144000 руб./МВт в месяц для второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности.
Подтверждение права собственности истца на спорное имущество котельной (посредством которого ответчик производил и реализовывал потребителям тепловую энергию) влечет удовлетворение его требования к ответчику о взыскании доходов от реализации тепловой энергии по пункту 1 статьи 1107 ГК РФ в размере, доказанным истцом.
Под доходом в данном случае понимается экономическая выгода (прибыль), которую можно оценить. При определении же размера прибыли объем поступивших активов (денежных средств в частности) уменьшается на расходы, которые получатель прибыли понес в процессе производства своих продуктов. В частности, для производства тепловой энергии необходимо не только использование генерирующего оборудования, часть стоимости которого учитывается в стоимости конечного продукта в виде амортизации, но и сырья и материалов (газа, воды и т.п.). Кроме того, требуются затраты на содержание и обслуживание основных средств производства.
Антимонопольное регулирование на оптовом и розничных рынках электроэнергии и мощности реализуется в т. ч. путем определения зон свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности проводится с использованием предельного размера цены на мощность.
Установлены критерии, при соблюдении 1 из которых в указанной зоне вводится предельный размер цены на мощность.
Во-первых, это количество поставщиков мощности (группы лиц). Их должно быть 3 и менее. Во-вторых, доля установленной мощности 1 из поставщиков. Она должна составлять 49% и более от совокупной мощности зоны. В-третьих, отсутствие мощностей атомных станций или гидроэлектростанций.
Составленные электросетевой организацией с нарушением установленных законом требований акты безучётного (бездоговорного) потребления не могут свидетельствовать об отсутствии правовых оснований на получение причитающихся ей денежных средств (транспортной составляющей) за фактически оказанные услуги по передаче электроэнергии.
Внесены изменения в порядок определения нормативов удельного расхода (НУР) топлива при производстве электрической и тепловой энергии.
Уточнено, что он применяется при установлении НУР на очередной расчетный период регулирования (финансовый год), а также на каждый расчетный в рамках долгосрочного периода регулирования при определении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.
Если в прогнозном энергобалансе отсутствуют показатели на каждый расчетный период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования, то для расчета НУР принимается объем, учтенный в прогнозном энергобалансе на первый расчетный период.
Обновлены формы отчетных данных за предшествующие годы, текущих и планируемых показателей по ДЭС, филиалу, энергоснабжающей организации; сравнительной таблицы расчетных и фактических удельных расходах топлива на отпущенную теплоэнергию; сводной таблицы результатов расчетов НУР топлива на отпущенную отопительными (производственно-отопительными) котельными теплоэнергию и некоторых других документов.
Установлен перечень зон свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности на 2016 г. проводится с использованием предельного размера цены на нее.
По сравнению с 2015 г. он не изменился. В числе зон - Южный Кузбасс, Омск, Чита, Балаково, Кавказ, Кубань, Махачкала. Всего - 16.
Зоны отбираются ежегодно на основании анализа экономической концентрации поставщиков. Предельная цена на мощность вводится в зонах, где уровень концентрации товарного рынка высок.
Определено количество процедур пользования сантехническим оборудованием для расчета нормативов потребления населением горячей и холодной воды
Утвержденное количество процедур применяется при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях в зависимости от вида водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования, которыми оснащены такие помещения.
К видам водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования отнесены четыре разновидности ванн, а также душ, раковина, мойка кухонная, унитаз. К процедурам пользования отнесены общеквартирные нужды. Количество процедур установлено в зависимости от категории многоквартирных и жилых домов.
В случае, если решением уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ категории многоквартирных и жилых домов, определенных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, были дополнены иными категориями многоквартирных и жилых домов, то применяется количество процедур, определенное данными уполномоченными органами, в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных.
Уточнен порядок установки автономных резервных источников питания энергопринимающих устройств
Предусмотрено, что дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания (ранее - для энергопринимающих устройств первой категории надежности, внезапный перерыв снабжения электроэнергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства).
Уточнено, что отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электроэнергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электроэнергией и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.
В технических условиях для заявителей должны быть указаны требования по установке автономного резервного источника питания в предусмотренных случаях.
Монопотребители - потребители, присоединённые к моносетевым организациям, будут платить больше
Соответствующие изменения внесены в постановления Правительства от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"; от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"; от 29.12.2011 N 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)"; от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
В России создается ГИС ТЭК. Она включает в себя интеграционный и отраслевые сегменты. Информационное взаимодействие участников ГИС в интеграционном сегменте осуществляется в соответствии с требованиями Минэнерго России.
Установлены такие требования.
Так, в целях включения информации в интеграционный сегмент должно быть обеспечено получение данных через ТКС в форме электронного документа, создаваемого с помощью программных средств ГИС (в т. ч. на материальном носителе), а также единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Также необходимо обеспечить возможность взаимодействия между сегментами посредством информационного запроса и ответа на него в форме электронного документа, а также использования общих баз данных в составе программных средств ГИС.
Кроме того, содержащаяся в интеграционном сегменте информация должна быть защищена. Для этого применяются средства усиленной квалифицированной электронной подписи и шифрования, сертифицированные ФСБ России, совместимые со средствами в системе межведомственного электронного взаимодействия
Запущена новая модель долгосрочного рынка мощности в российской электроэнергетике
Внесены изменения в ряд нормативных актов Правительства РФ по вопросам функционирования оптового рынка электроэнергии, а также проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности 671
Изменения внесены, в частности, в правила индексации цены на мощность, определенной по результатам конкурентного отбора мощности.
До 1 февраля 2016 года в Правительство РФ должны быть внесены предложения о ценовых параметрах, определяющих спрос на мощность как функцию цены мощности, на долгосрочных отборах мощности, проводимых в 2016 году и в последующие годы.
До 1 марта 2016 года ведомствам необходимо разработать и утвердить порядок определения величины спроса на мощность для долгосрочного конкурентного отбора мощности, включая порядок определения величин плановых коэффициентов резервирования мощности в ценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности
В связи с упразднением ФСТ России вся новая информация о государственном регулировании цен и тарифов будет размещаться на официальном сайте ФАС России
Сообщается, что официальный сайт ФСТ России будет функционировать в штатном режиме, обеспечивая полный доступ ко всему спектру информации (в том числе архивной), размещенной на нем до 21 июля 2015 года.
Установлены параметры цены на мощность, которые будут использоваться для определения спроса на мощность при проведении в 2015 году долгосрочного конкурентного отбора мощности с началом периода поставки с 1 января 2016 года
В соответствии с обновлённой процедурой проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности распоряжением №1651-р установлены параметры цены на мощность, которые будут использоваться для определения спроса на мощность при проведении в 2015 году долгосрочного конкурентного отбора мощности с началом периода поставки с 1 января 2016 года
С 1 июля 2016 года вводятся ограничения на закупку для государственных нужд энергетически неэффективных источников света и осветительных устройств
Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд были утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221.
Изменениями, внесенными в пункт 7 указанных Правил, вводятся отдельные ограничения на закупку для государственных нужд энергетически неэффективных источников света и осветительных устройств: двухцокольных люминесцентных ламп с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи не выше 80 с цоколем G13, дуговых ртутных люминесцентных ламп, компактных люминесцентных ламп, неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп, светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13 и светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2016 года.
С целью обеспечения в России свободного перетока объема генерирующей мощности, достаточного для удовлетворения спроса на электроэнергию, на оптовом рынке осуществляется долгосрочный конкурентный отбор мощности ежегодно, до 15 сентября.
На 2016 г. установлены значения планового коэффициента резервирования, используемого при конкурентном отборе мощности для зоны (группы зон) свободного перетока.
Сибирь - 18,6. Южный Кузбасс, Чита и Москва - 17,8. Омск - 19,2. Алтай, Вятка, Волгоград и Махачкала - 17,3. Бурятия - 32,6. Тюмень - 17,6. Кубань - 18,1. Северная Тюмень - 17,2. Урал - 20. Запад - 19,7. Волга - 17,4. Балаково - 18,7. Кавказ - 18,2. Каспий - 18,5. Центр - 18,9. Кольская - 19.
Утверждены Порядок проведения поверки средств измерений (СИ), требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке.
СИ, предназначенные для применения в сфере госрегулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта, подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие СИ юрлица и ИП обязаны своевременно представлять эти СИ на поверку.
Поверку осуществляют аккредитованные юрлица и ИП.
Показатели точности, интервал между поверками, а также методика поверки каждого типа СИ устанавливаются при утверждении типа СИ.
Эталоны единиц величин, используемые при поверке, должны быть аттестованы.
Результаты поверки удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Приказы Госстандарта России 1994 г. об утверждении порядка проведения поверки СИ и 2001 г. об утверждении правил по метрологии "Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма" признаны утратившими силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2015 г. Регистрационный № 38822
За ФАС России закреплены полномочия по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)
Указом Президента РФ от 21.07.2015 была упразднена Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), а ее функции были переданы ФАС России. В связи с получением новых функций в структуре ФАС России создается коллегиальный орган для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций.
Кроме того, в связи с упразднением ФСТ России и передачей ее полномочий ФАС России вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты Правительства РФ.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Правительство РФ издало распоряжение от 17.09.2015 г. № 1831-р о мерах по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения
Внесено Минэнерго во исполнение решений по итогам совещания о газификации регионов 23 июня 2015 года в Петрозаводске (№ДМ-П9-57пр, пункт 3).
Подписанным распоряжением утверждён план мероприятий по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее – план).
План включает комплекс мер, направленных на устранение избыточных административных барьеров и упрощение процедуры подключения новых потребителей к сетям газораспределения, сокращение сроков подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Планом предусмотрено внесение соответствующих изменений в ряд нормативных правовых актов Правительства России.
В частности, в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утверждены постановлением Правительства от 30 декабря 2013 года №1314) будут внесены изменения, позволяющие подключать потребителей к газораспределительным сетям (в части газопроводов-вводов) с получением разрешения на ввод в эксплуатацию. Также предусмотрено упрощение процедуры подключения в случаях, если сеть газораспределения проходит по территории участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства.
Кроме того, планируются изменения Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства от 29 декабря 2000 года №1021). Стандартизированные тарифные ставки будут устанавливаться в зависимости от расстояния прокладки газопроводов.
Предусмотрены изменения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утверждён постановлением Правительства от 29 октября 2010 года № 870), отменяющие обязательное проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности
Утверждена программа развития Единой энергетической системы России на 2015 - 2021 годы
Программа и схема развития разработаны в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики".
Основными задачами схемы и программы являются обеспечение надежного функционирования ЕЭС России в долгосрочной перспективе, скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей и информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики, потребителей электроэнергии и инвесторов.
В презентации юрисконсульта Управления правового обеспечения инвестиционной деятельности ПАО "Т Плюс" Гамзатовой Патимат приводится схематичный экспресс-обзор порядка технологического присоединения к электрическим сетям
В соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861
Отдельные акты Правительства РФ приведены в соответствие с Федеральным законом "О концессионных соглашениях"
В целях приведения актов Правительства РФ в соответствие с Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которыми в том числе установлена процедура согласования долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, представленном инициатором заключения такого соглашения.
Предусмотрено, в частности, что орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, на основании заявления органа, уполномоченного Правительством РФ, субъектом РФ либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и приложенных к нему документов, материалов и сведений.
Заявление уполномоченного органа составляется в произвольной форме и представляется в орган регулирования тарифов в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме в виде электронного документа. Установлены требования к содержанию заявления.
Расширен перечень информации, раскрываемой территориальными сетевыми организациями в электроэнергетике
Предусмотрено, что сетевая организация, кроме прочего, раскрывает прогнозные сведения о расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год. Эта информация подлежит опубликованию на официальном сайте территориальной сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством РФ, или в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов, - за 10 дней до представления в регулирующий орган прогнозных сведений о расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год.
Установлены форма раскрытия информации о прогнозных сведениях о расходах за технологическое присоединение, а также формы раскрытия информации:
Верховный Суд РФ издал определение от 14.09.2015 г. по делу № 305-ЭС15-4851 по вопросу оплаты холодной воды по двуставочному тарифу в отсутствие ее фактического потребления
Обусловленные письменным обращением потребителя (о прекращении потребления холодной воды) действия организации водоснабжения по установке заглушки на водопроводе не могут свидетельствовать о внесении изменений в действующий между сторонами договор водоснабжения и водоотведения (в части исключения из договора объекта водопотребления). Данное обстоятельство может свидетельствовать лишь о временном прекращении или ограничении водоснабжения, что допускается законодательством в рамках действующего договора.
При таких обстоятельствах, а также, учитывая факт утверждения двухставочного тарифа на холодную воду, суды правомерно пришли к выводу о наличии оснований для оплаты потребителем содержания систем холодного водоснабжения и водоотведения по соответствующей ставке за весь период действия договора
Верховный Суд РФ издал определение от 14.09.2015 г. по делу № 303-ЭС15-6562 по вопросу оценки правомерности взыскания стоимости энергоресурса с собственника энергопринимающего устройства (а не с лица, которое не незаконных основаниях фактически им пользовалось)
Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у его получателя.
Юридические основания пользования энергопринимающими устройствами и действительность сделок, опосредующих эти основания, не имеют значения для определения надлежащего плательщика за электроэнергию. Отсюда следует, что взыскание стоимости поставленного энергоресурса с собственника энергопринимающих устройств, а не с лица, которое фактически пользовалось энергопринимающим устройством (хоть и на незаконных основаниях) неправомерно.
Статья 210 ГК РФ регулирует бремя содержания принадлежащего собственнику имущества. Под этим понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии. Энергоресурсы являются самостоятельным благом и обязанность по их оплате не регулируется указанной статьей. Бремя содержания имущества не тождественно бремени возмещения стоимости энергоресурса. Таким образом, оснований для применения статьи 210 ГК РФ в этом случае не имеется.
Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся определения размера платы за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства
Сообщается, в частности, что:
- в случае если технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту, сетевая организация не вправе заключить договор до принятия регулирующим органом решения об утверждении платы за технологическое присоединение с указанием в договоре предварительного размера платы с последующей ее корректировкой в соответствии с уже принятым регулирующим органом решением путем заключения доп. соглашения;
- размер платы определяется до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения, и после его подписания корректировка размера не предусмотрена;
- в случае если плата рассчитана сетевой организацией по утвержденным ставкам, она не может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения в связи с уточнением технических параметров;
- возможность корректировки платы за технологическое присоединение по договорам, находящимся на исполнении, при ее определении по утвержденным ставкам и по индивидуальному проекту не предусмотрена
Приняты решения, направленные на оптимизацию процедур технологического присоединения к электрическим сетям
Изменениями, в частности, сокращаются сроки технологического присоединения в отношении построенных (реконструированных) объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, предусмотренных техническими условиями на технологическое присоединение.
Вместо разрешительной процедуры устанавливается порядок направления в адрес Ростехнадзора уведомления о готовности на ввод объекта в эксплуатацию.
Также в "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств..." внесены изменения, направленные на приведение их в соответствие с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Устанавливаются исключительные случаи технологического присоединения потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства, относящимся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью
Анонс изменений:
В основы ценообразования в сфере теплоснабжения вводится инструмент расчетной предпринимательской прибыли
Под расчетной предпринимательской прибылью понимается величина, учитываемая при определении необходимый валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или методов индексации установленных тарифов на период регулирования, остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая ею по своему усмотрению.
Расчетная предпринимательская прибыль устанавливается в размере 5% текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования.
Для регулируемых государственных и муниципальных унитарных предприятий по предложению такой организации величина расчетной предпринимательской прибыли может составлять менее 5%.
Согласование с Минэнерго России вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики: установлен порядок.
Разработан порядок предоставления госуслуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики. Речь идет об объектах по производству электроэнергии мощностью 5 МВт и более, объектах электросетевого хозяйства для функционирования оборудования и устройств, а также энергопринимающих установках потребителей с управляемой нагрузкой, включенных в перечень объектов диспетчеризации.
Заявителем является системный оператор Единой энергетической системы России (субъект оперативно-диспетчерского управления в соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе).
Информация о госуслуге размещается на официальном сайте Минэнерго России (www.minenergo.gov.ru), на едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru) и на информационных стендах в помещениях Министерства.
Установлен запрет требовать от заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении Минэнерго России и иных органов.
Установлены сроки предоставления госуслуги и направления документов заявителю (30 дней и 7 дней), а также максимальный срок ожидания в очереди заявителя при подаче запроса о предоставлении госуслуги (15 минут). Результат госуслуги - согласование вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации, а также согласование вывода объекта с требованием его приостановления до 2 лет. Госуслуга предоставляется на безвозмездной основе.
Прописана процедура предоставления госуслуги.
Предоставление государственной услуги начинается с момента поступления в экспедицию Минэнерго России заключения заявителя о возможности вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации или о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации с приложением копии соответствующей заявки собственника объекта диспетчеризации (его представителя) на вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации.
Оснований для отказа в приеме документов или в приостановлении исполнения государственной услуги не предусмотрено.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
В приложении к Административному регламенту приведена блок-схема предоставления Минэнерго России государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики.
Закреплен порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минэнерго России, их должностными лицами, заявителями, органами власти и организациями.
Определен порядок обжалования решений и действий Министерства и его должностных лиц
Правительство РФ издало распоряжение от 11.09.2015 г. № 1785-р об утверждении состава коллегиального органа ФАС России для принятия решений по определению цен, тарифов и их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В состав коллегиального органа вошли представители ФАС России, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минэнерго, Минпромторга, Минстроя и Минтранса. Председатель коллегиального органа – руководитель ФАС России
Подготовлено ФАС России во исполнение Указа Президента России от 21 июля 2015 года №373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования».
Постановлением Правительства от 4 сентября 2015 года № 941 утверждены Правила принятия ФАС России решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и других регулируемых организаций и предусмотрено образование в ФАС России коллегиального органа в составе 12 человек для принятия таких решений.
Подписанным распоряжением утверждён персональный состав этого коллегиального органа. В коллегиальный орган вошли представители ФАС России, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минэнерго, Минпромторга, Минстроя и Минтранса.
Председатель коллегиального органа – руководитель ФАС России.
Установлены государственные нормативные требования по охране труда при эксплуатации тепловых установок
Правила обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), осуществляющих эксплуатацию тепловых установок, в том числе работающих под давлением, и не распространяются на тепловые энергоустановки тепловых электростанций, морских и речных плавучих средств, подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта.
Документом утверждены:
- требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов);
- требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям (производственным площадкам) и организации рабочих мест;
- требования охраны труда при осуществлении производственных процессов и эксплуатации тепловых энергоустановок;
При эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ТЭ) работодатель обязан обеспечить:
- содержание ТЭ в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической документации организации-изготовителя;
- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками требований утвержденных правил и инструкций по охране труда.
Установлено также, что контроль за выполнением требований правил осуществляют должностные лица Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ.
В приложениях к приказу утверждены рекомендуемые образцы наряда-допуска на производство работ повышенной опасности и акт-допуск для производства работ на территории организации
Федеральным законом предусматривается комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства Российской Федерации:
Федеральным законом предусматривается комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства Российской Федерации, в частности:
Федеральный закон «О защите конкуренции» дополняется новой главой, предусматривающей подробное описание случаев недопустимой практики недобросовестной конкуренции.
Начало действия – по истечении 90 дней со дня опубликования (кроме отдельных положений).
В своей статье эксперт проекта zhane.ru Александр Шафир исследует правовую природу мощности в энергетике, обосновывает существо и место мощности в контексте отношений по снабжению энергией через присоединенную сеть.
В частности, согласно выдвинутой автором концепции договоров по снабжению через присоединенную сеть, характеризующихся двумя стадиями своего развития, на первой стадии договоров на энергоснабжение мощность является их юридическим объектом и выступает в виде осуществляемой снабжающей организацией деятельности по обеспечению готовности оборудования к выработке и передаче ресурсов в согласованном с потребителем количестве и качестве, а на второй стадии этих договоров мощность является количественным и качественным показателем их материального объекта – передаваемой потребителю электрической и тепловой энергии.
По мнению автора, применяемый в законодательстве по электроэнергетике термин можно также распространить и на договорные отношения, возникающие при снабжении по присоединенной сети другими ресурсами – нефтью, нефтепродуктами и холодной водой.
Статья опубликована в журнале "Бизнес, Менеджмент и Право" №1 (31), 2015 г.
Ознакомиться с краткими анонсами изменений Вы можете на нашем сайте в разделе «Изменения законов в энергетике»
Никто пока не комментировал эту страницу.