Продолжаю чтение журнала «ЭнергоЭксперт» №1 за 2023 год, перейдя к статье, рассказывающей о статических компенсаторах реактивной мощности.
Для отечественной технической литературы размещать посвящения не принято,
тем ценнее посвящение этого материалы памяти И.П. Таратуты.
Поисковики на мой запрос выдали несколько статей, патентов и ссылку на страницу, где в разделе «Техника передачи и распределения электрической энергии» многократно упоминается И.П. Таратута, в том числе и как лауреат Государственной премии СССР.
Уже в аннотации статьи читатель узнаёт, как серьёзные, технические сложные изделия проектировались и изготавливались на разных предприятиях страны, в разных республиках, в том числе и в тех, которые стали теперь независимыми странами (Эстония, Молдавия).
Интерес у меня вызывала та часть обзора, в которой рассказано о МИС – мощном испытательном стенде, подробно об оснащении которого можно прочесть на этой странице.
К сожалению, после прочтения этой части статьи у меня создалось впечатление, что такого стенда уже нет.
Рассказывая о широко применяемой в мире схеме вентильного СТК, авторы ничего не говорят о том, как патент на эту схему, полученный в других странах, защищает наши разработки. В статье рассказано и о другом патенте, на вентильный компенсатор реактивной мощности. История опять повторилась. Имея приоритет в идеях, страна опять должна была преодолевать отставание в их реализации.
Не могу не отметить, что при чтении стать у меня постоянно возникало ощущение каких-то «догонялок», непрерывного технологического отставания. Цитирую:
Завершается обзор на оптимистичной ноте, рассказом об акционерном обществе «Нидек АСИ ВЭИ», которому удалось «сохранить основные знания» и развить их.
Прочитав статью, становишься благодарным авторам за то, что вспомнили не только фамилии специалистов, участвовавших тем или иным образом в создании оборудования для этой области энергетики, но и рассказали о практике создания «Штабов стройки», практически неизвестному теперь явлению.
И ещё. Я не поленился и посмотрел, чем теперь стало с Таллинским электротехнический завод им Калинина, основанном аж в 1870 году. Теперь это Таллинский электротехнический завод «Estel». Если в 1979 году на предприятии работало 3984 человека, то в 2017 году всего 117 человек.
И ещё. Читая такие материалы, пополняешь копилку необычных знаний. До этого момента я по наивности думал, что в названии электровоза ВЛ80 цифры связаны с календарной датой. Ан нет! Цифра 8 говорит о количестве осей, а 0 – о том, что питание электровоза осуществляется от однофазной сети переменного тока. Именно на этих электровозах впервые были использованы ртутные дуговые выпрямители для преобразования переменного тока в постоянный. Именно эти выпрямители и выпускал таллинский завод, упомянутый в аннотации к статье. Кстати, выпуск выпрямительной техники продолжается и на заводе «Еstel».
Читайте журнал «ЭнергоЭксперт», узнавайте новое и не только в электротехнике.
Продолжение следует.
Первый обоз журнала размещен на этой странице, обзор материалов рубрик «Быть в курсе» и «Главная тема» вы найдете, перейдя по соответствующим ссылкам.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.
Комментарий проверяется
Текст комментария будет виден после проверки администратором.