Минобрнауки провело на кафедре светотехники МЭИ совещание по преодолению дефицита кадров в отрасли

Сегодня, в 12:13

Минобрнауки провело на кафедре светотехники МЭИ совещание по преодолению дефицита кадров в отрасли

   28 февраля на кафедре светотехники МЭИ прошло совещание на тему «О реализации Комплекса мер, направленных на удовлетворение потребности Российской Федерации в высококвалифицированных кадрах в области светотехники до 2030 года». Совещание провели заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев и заведующий кафедрой, председатель НТС «Светотехника», Президент МСК «БЛ ГРУПП» Георгий Боос. В мероприятии приняли участие представители министерств и ведомств, НТС «Светотехника», ВНИСИ им. С.И.Вавилова, различных ВУЗов. Перед его началом гости ознакомились с оснащением обновленных в 2024 году аудиторий и лабораторий кафедры. (Подробнее о развитии кафедры светотехники МЭИ см. газету «СВЕТская жизнь №7 за 2024 год - https://bl-g.ru/upload/news_files/2024/СЖ_7_80_сентябрь_sm.pdf). 

 

   В ходе совещания отмечалось, что современная светотехника – это высокотехнологичная отрасль, от научных исследований и разработок которой зависит развитие многих других отраслей народного хозяйства. В их числе - радиоэлектроника, ЖКХ, сельское хозяйство, медицина, космос и многие другие. Не случайно в утвержденной правительством «Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года» светотехника отнесена к приоритетным направлениям развития.

   При этом развитие светодиодных источников света, методов пространственного управления световыми потоками, «умных» технологий на базе сетей освещения существенно расширило область применения светотехнических систем. В связи с этим потребность в инженерах-светотехниках во всех отраслях растет фактически в геометрической прогрессии. Причем их подготовка сейчас должна быть более универсальная и гибкая на стыке целого ряда дисциплин. 

 

 

   Открывая совещание, Дмитрий Афанасьев отметил: «Перед нами стоит задача ответить на ключевые вызовы технологического суверенитета, достижения технологического лидерства, закрытия кадрового дефицита, несмотря на все сложности с демографией и на рынке труда. Вызовы стоят и перед высшим образованием. Мы утвердили Комплекс мер, направленных на удовлетворение потребности РФ в высококвалифицированных кадрах в области светотехники до 2030 года. В нем есть конкретные задачи и они задают нам общий вектор движения. Нам нужно понять, что это за специальность в текущей ситуации и в перспективе, какие требования есть со стороны ключевых заказчиков, работодателей, какими компетенциями должны обладать выпускники по этой специальности... Дальше стоит задача определить необходимое количество таких специалистов и заложить эти параметры в новую структуру бюджетных мест». Замминистра уточнил, что по поручению президента РФ теперь «не менее 50% бюджетных мест будет устанавливаться прямым государственным заданием». 

   Георгий Боос в своем выступлении привел неутешительные цифры нехватки светотехнических кадров: «За последние 3 года дефицит кадров по специальности Светотехника вырос в 4 раза - с 5,5 до 20 тысяч, и это только учтенный дефицит по числу вакансий. На первом месте – музейные комплексы и реставрационные центры с голодом в 99%. И это самый сложный вид освещения. Затем - управляющие компании ЖКХ с дефицитом в 97,3%. В строительной отрасли дефицит – более 55,4, в муниципальных образованиях на уровне столичных функций – 71%, в проектных и архитектурных организациях – 32%, в городах-миллионниках – 30%, в тепличных комплексах – 47% и т.д.». При этом, по его словам, в первую очередь дефицит специалистов-светотехников имеется у органов власти, которые формируют технические требования при закупках для госнужд. В этом случае их формирует потенциальный поставщик продукции, и зачастую это приводит к поставке светотехники, не соответствующей требованиям российского законодательства и нормативных актов, в том числе по стандартам безопасности. «Светотехника используется, например, во взрыво- и пожароопасных помещениях, в местах массового скопления людей, и это может иметь самые печальные последствия», - добавил Георгий Боос.

   В обсуждаемом комплексе мер по расширению подготовки светотехнических кадров поставлено порядка 10 задач. Здесь и формирование кадровой потребности в специалистах, и подготовка различных методических рекомендаций по разработке образовательных программ, и организация разработки новых образовательных и профессиональных стандартов высшего светотехнического образования.

   По словам Георгия Бооса, предстоит большая работа. В том числе, с учетом огромной нехватки кадров в разрезе отраслей нужно создавать отдельно соответствующие специализации, «хотя, конечно, лучшие светотехники – это универсальные светотехники, которые понимают в целом в предмете». При этом, по его словам, в стране пока что только три фундаментальные базовые кафедры – в МЭИ, в Мордовском и Томском университетах. «И даже несмотря на то, что мы издали 32 новых учебника по всем 32 подразделам светотехники, все равно мы понимаем, что нам всем троим, чтобы справиться с такой задачей, будут нужны прикладники, которые готовят кадры по определенным подразделам», - отметил Георгий Боос. Он пояснил, что нужно будет обеспечить подготовку специалистов по тем подразделам светотехники, где не требуется полного фундаментального образования, в других ВУЗах, таких как МАРХИ, МГСУ, ИКМО.

   Подводя итоги совещания, Георгий Боос заверил, что все поставленные перед светотехническим образовательным сообществом задачи будут выполнены: «Сегодняшнее совещание носит стратегически важный характер. Внимание, с каким Минобрнауки отнесся к нашей боли – дефициту специалистов – гарантирует, что мы точно ответим со своей стороны самоотверженным трудом. В том числе, в плане разработки образовательных профессиональных стандартов, которые необходимы для подготовки специалистов для всей страны. При этом я не случайно называл цифры в поотраслевом разрезе. Там возникают отдельные требования к подготовке специалистов с дополнительными знаниями. И выступающие сегодня акцентировали на этом внимание. В целом мы понимаем одинаково набор задач, который перед нами стоит. Сроки сжатые, но решить эти задачи нам под силу».

   По его словам, уже началось формирование рабочих групп, которые должны будут подготовить предложения для разработки новых профессиональных и образовательных стандартов по всем направлениям. 

   Дмитрий Афанасьев поблагодарил Георгия Бооса, поручил подготовить все предложения в установленные сроки и заверил: «Мы готовы выступать в качестве экспертов в развитии вашего образовательного направления».

24
Закладки
Последние публикации
Комментарии 0

Никто пока не комментировал эту страницу.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Самые интересные публикации
Сейчас читают
Последние комментарии