Применение робототехники на подстанциях

7 мая в 22:39

Применение робототехники на подстанциях

  В разделе «Практика» в первом номере журнала за 2021 год помещен обзор, посвященный применению робототехники на подстанциях

После ознакомления с текстом статьи мне показалось необходимым освежить терминологию в этой области техники.

Термин «робот» придумал Карел Чапек век назад, в 1921 году. Сейчас этим термином обозначают программируемое механическое устройство, способное действовать без помощи человека. На мой взгляд, самым важным в этом определении являются слова «…без помощи человека…».

        Практически все рассмотренные в статье устройства фактически представляют собой технические средства, которые не могут работать без помощи человека, хотя и названы роботами.

Например, на первом же рисунке в статье изображены два устройства, отличающиеся наличием или отсутствием кабеля. Но любым из них управляет человек, а сами устройства оснащены камерами, позволяющие человеку заглянуть внутрь оборудования, что прекрасно иллюстрирует другой рисунок, на котором воспроизведены изображения, переданные этими камерами.

        На самом деле, как написано в статье, речь идёт о мобильных платформах, на которых размещены современные системы контроля, которыми управляет человек.

Приведенная в статье изображение мобильной платформы на колесах очень неудачно, ведь на самом деле эта платформа показана не во время работы, а во время погрузки её в багажник автомобиля человеком.

        Конечно, такие устройства позволяют выполнить инспекционные функции, недоступные по тем или иным причинам органам чувств человека, но по сути они не являются роботами, подобными сварочным роботам или роботам-манипуляторам, широко используемым в промышленности и работающими без участия человека.

        Один из разделов статьи назван «Система навигации». К сожалению, авторы ограничились только перечислением известных систем навигации и не привели примеров их практического применения в условиях ПС, отличающихся высоким уровнем электромагнитных помех.

        Как известно, термином «визуальный контроль» обозначают контроль с помощью органов зрения, без изменения воспринимаемых величин. На самом деле, в статье идет речь о дистанционном контроле с помощью камер, работающих в диапазоне видимого человеком света, а также в инфракрасном диапазоне.

        В любом случае камера преобразует изображение объекта в электрический сигнал, а затем этот сигнал в изображение на экране монитора. Таким образом происходит изменение воспринимаемого изображения.

        Абсолютно неудачным считаю применение такой техники для наблюдения за шкалами аналоговых измерительных приборов, как это показано в статье на рисунке 9, или же для распознавания цифр на счетчике (см. рисунок 15 в статье).

Наиболее просто контролировать показания можно не с помощью работа, а после замены аналогового прибора цифровым, позволяющим передавать результат измерения по линии связи.

        А вот возможность дистанционного осмотра оборудования с помощью подобных устройств переоценить нельзя, что подтверждено иллюстрациями, показывающими дистанционный контроль разъединителя, возможность обнаружения посторонних предметов на электрооборудовании и .п.

Также странным на мой взгляд представляется «распознавание цвета выключателя» (так в тексте- sic!) или состояния индикаторных ламп с помощью «робота».

Положение (включено-выключено) коммутационных аппаратов контролируется либо с помощью вспомогательных контактов (устаревший термин – блок-контакты) либо по наличию напряжения на главных контактах.

Здесь не могу не отметить, что описанный в статье контроль сигнальных ламп (см. рисунок 13) принципиально не может дать информацию об исправности тех ламп, которые не работают в момент наблюдения.

Выключенные и поэтому не горящие сигнальные лампы (см. рисунок) говорят только о том, что в данном режиме (кстати, определить режим работы по такому изображению не всегда возможно) они и не должны светиться. Для проверки исправности лампы нужно либо изменить режим работы, либо подать на неё тестовый сигнал.

Для контроля исправности ламп сигнализации существуют проверенные схемные решения, например такие, как в современном автомобиле, которые не требуют применения роботов, а также другие технические решения, описанные, например, в патенте [1] или в

книге [2].

Несомненный интерес могла бы представить та часть статьи, которая отведена акустическому контролю состояния оборудования, а также передвижному оборудованию для контроля ЧР. Но читатель не найдет никаких конкретных сведений об этих устройствах.

Кстати, акустический контроль состояния электрических машин давно и широко применяют в других отраслях, например, в судостроении [3].

Перечисляя преимущества применения роботов на подстанциях, авторы пишут о снижении нагрузки на технический персонал и высокой степени стандартизации выполняемой работы.

На самом же деле, основную работу по оценке полученных результатов дистанционного визуального контроля выполняют специалисты и требования к их профессиональной подготовке только возрастают. Здесь уместна аналогия со специалистами-медиками, выполняющими диагностирование внутренних органов человека с помощью УЗИ, МРТ и т. п. технологий.

        Рассказывая об информационной безопасности и беспроводной связи, авторы, к сожалению, ограничиваются только общими фразами.

В разделе «Тенденции развития» рассказано только о больших ожиданиях от внедрения новых технологий, но ни слова о том, как же «интеллектуальный модуль» принимает решения, и кто будет отвечать за принятые им решения, оказавшиеся неправильными или излишними.

Литература

1 Устройство для проверки исправности сигнальных ламп // [Электронный ресурс], режим доступа: 

https://patenton.ru/patent/SU1164762A1

2 Захаров О.Г., Козлов В.Н. Цифровые устройства центральной сигнализации // М.: НТФ «Энергопрогресс», «Энергетик», 2009

(в двух частях).

Шафранский В.А. Исследование вибрационных процессов судовых электрических двигателей и разработка системы виброакустической диагностики. Диссертация на соискание ученой степени ктн // Л.: 1979

 

Журнал «ЭнергоЭксперт»::: Все обзоры журнальных статей

 

200
Закладки
Последние публикации
Комментарии 0

Никто пока не комментировал эту страницу.

 
Написать комментарий
Можно не указывать
На этот адрес будет отправлен ответ. Адрес не будет показан на сайте
*Обязательное поле
Сейчас читают
Последние комментарии